Сибирские огни № 12 - 1972
Укнижной полки М. Скуратов. Рунный ход. Стихотворения и поэма. М„ «Сов. Россия», 1971 В одном из .вошедших в книгу стихо творений М. Скуратов признается в сво ем желании быть нужным и интересным чи тателю произведениями не только о прош лом Сибири, но и о ее современности: О том мне петь, со всеми вровень, Покуда длятся дни мои! «Со всеми вровень» означает — в одном ряду, вместе с другими, но отнюдь не «так. как все» В противном случае, пришлось бы отказаться от своего угла зрения, соб ственных красок, выработанных за Долгие годы приемов пиама. А их немало в поэ тическом арсенале автора «Рунного хода» Двум своим давним пристрастиям ос тается верен М. Скуратов, реализуя их в согласии с новыми требованиями жизни. Живет в нем по-прежнему удивление пе ред мошью и красотой природы Забай калья, Саян, стороны Иркутской, с кото рой он издавна дружен: Воздух полон томящимся зноем пихтовым, И смола закипает на зелени хвой. Под хрустальным, летящим, грохочущим кровом Полусумрак, что мед золотой Здесь, на мхах, точно краски весны, изумрудных. Гроздь смородины красной легла наповал. И борясь со струей, непреклонной и трудной. Свет от хмельного запаха вял... («Лето в солнечный бубен шаманит...») Но к этому чувству примешивается и желание сберечь «разнотравье, разноцветье» от взоров равнодушных и рук бестрепет ных, закрепить образ красоты для тех, кто причет сюда позже. Блещут могучие реки от проходящей по ним рыбы, с Байкала до носится голос нерпы, путника бросает в дрожь крепкий облепиховый запах... Таков этот край Хотя, честно говоря, ждешь и еще каких-го слов, может быть, чуть более тревожных: ведь кладовые природы не не исчерпаемы. О вреде беспечности не раз сигнализировала в последние годы наша публицистика, свое слово здесь могут ска зать и поэты. Как и раньше, влекут к себе М. Скура това образы далекого прошлого, минув ших эпох. И прежде всего те, что таят какой-то намек на будущее, позволяют уло вить езязь времен и поколений. Порой эта связь подчеркнута прямо, с помощью пуб лицистических средств, как в стихотворе нии «Старая Ладога». Иначе то же самое выражено в «Сфинксах на Неве». Приве зенные когда-то из древних Фив. сфинксы кажутся поэту неотъемлемой и законо мерной архитектурной деталью современного города на Неве, города страны, ставшей пу теводным маяком для народов как Запа да, так и Востока. Выразительно заверша ет развитие темы концовка: .. И улеглись они на пьедестал. И смотрит Русь в египетские очи. В стихотворениях этого плана —своего рода «вариациях» на историческую тему — проявилось умение автора отбирать наи более емкие, впечатляющие подробности, находить неожиданный ассоциативный ход, заново просвечивающий смысл изображен ной картины К сожалению, это уменье из меняет автору в обширной и также напи санной на историческом материале поэме «Слово об Илимской пашне». По замыслу она близка к созданному ранее «Братскому острогу» и страдает теми же изъянами: композиционной рыхлостью, длиннотами, описательностью. Где тот лаконизм, что присущ, например, уже упомянутой «Ста рой Ладоге»? Кажется, что произведение можно бесконечно раздвигать в оба конца и так же произвольно «ужимать». Мало помогает и умело стилизованный народный язык XVII века, настоящим знатоком кото рого автор себя зарекомендовал. Думается, что внимание любителей поэ зии привлекут те стихи М. Скуратова, где его вдохновение неразлучно с романтиче ским полетом воображения. На память при ходят «Осень скачет на красном олене...» и —-особенно — «Русская сказка» Секрет воздействия в данном случае — в своеоб разной сказочной символике и счастливо найденной интонации: На заре голубой, пролетая. Жар-птица Прошумела пурпурным крылом. За кудрявым леском, за звенящей криницей. Просверкав огневою зарницей, обронила перо«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2