Сибирские огни № 12 - 1972
лым планом показаны в романе дела и лю ди колхоза «Быстроногий олень», повсе дневные заботы колхозников, личные и семейные взаимоотношения, быт, а глав ное — самоотверженный труд во имя обще народной победы над врагом. И хотя прошло не так много лет со вре мени установления Советской власти на Чу котке, хотя не до конца изжиты еще вред ные обычаи, предрассудки, суеверия,—но вые отношения и культура успели прочно войти в жизнь маленького народа, сущест венно изменить его социально-психологиче ский облик, духовный и нравственный мир. Многие из героев получили образование в советской школе, многие продолжают учиться, в Янрае создана партийная и ком сомольская организация, есть школа, клуб, вместо яранг строятся новые жилища. Ти пичной становится такая картина: «Тепло, светло в доме. Анкоче сидит в своем углу на пушистой медвежьей шкуре, перевязы вает оленьими жилами правилки для пуш- вины. Сын Рультын и его молодая жена Аннэ сидят за учебниками, делают уроки». Русские перестают восприниматься чук чами как экзотические пришельцы из дру гого мира, с ними успели сложиться отно шения, полные доверия и уважения друг к другу. И так как одними из первых на Чукотку пришли учителя, то в каждом русском, независимо от возраста и профес сии, чукчам видится прежде всего Учитель, Старший, Руководитель, человек, призван ный творить добро и учить Новой жизни. Но и для самих русских изменения, проис шедшие на Чукотке, не проходят бесследно. Для большинства из них Чукотка стала не случайным эпизодом биографии, не вре менным пристанищем, а родным краем. Зто прежде всего секретарь Кервукского райкома партии Сергей Яковлевич Ковалев, приехавший сюда пятнадцать лет назад и поработавший уже учителем Янрайской школы. Умный и интересный человек, он изображен в романе как партийный руково дитель, пользующийся среди чукчей не толь ко уважением и непререкаемым авторите том, но и большой любовью. Он заслужил ее своей беспредельной преданностью обще му делу, верностью общественному долгу я исключительным бескорыстием. Неотдели мость личной судьбы от общественного слу- кеяия —для него осознанная линия пове дения, жизненный принцип. В труде для блага и счастья народа он находит силы перенести личные невзгоды и потери — ги бель жены, разлуку с ребенком... Многих русских связывает с Чукоткой яе только служение делу, труд, приносящий духовное удовлетворение, но и глубокие личные чувства. Был женат на чукчанке Петр Иванович Митенко, а после смерти жены заботливо растил свою дочь Нояно, бессменно работая заведующим поселковым торговым отделением. Очевидно, навсегда останутся в суровом крае учительница Оля Солнцева, полюбившая чукотского юношу Гивэя, и инструктор райисполкома Влади мир Журба, встретивший здесь Нояно. Писатель верно подметил глубокую жиз ненность процесса размывания националь ной замкнутости, укрепления единства це лей, духовного родства, доверия и взаим ной заботы людей разных национально стей, как фактора, неразрывно связанного с утверждением новых общественных в производственных отношений. Главным объ ектом художественного изображения явля ются те изменения в национальном харак тере чукчи, которые находят соответствие в общем процессе формирования нового морального и духовного облика советского человека. Писатель стремится выявить именно «чукотскую» специфику органиче ского единения национальных особенностей с общесоюзными чертами и традициями. Тема укрепления новых общественных » производственных отношений раскрывается в романе как тема роста творческого отно шения к труду, сознательной дисциплины, хозяйского подхода к делу, ответственности перед всей советской страной. Автор пока зывает, как природное трудолюбие чукчей становится осознанным героизмом, как це ментируется оно великой идеей служения Родине, как, ломая вековые обычаи, выхо дит из яранги и вовлекается в сферу обще ственного производства чукотская женщина. Весьма своеобразным по характеру под хода к инонациональной теме является ро ман Г. Гора «Юноша с далекой реки» (1953). Действие романа только однажды переносится непосредственно в среду изо бражаемого народа — нивхов, в основном же оно сосредоточено в Ленинграде, в сте нах Института народов Севера, студентом которого в 30-х годах стал нивх Нот Че- выркайн. Нот Чевыркайн родился на острове, где «люди жили по обычаям, отдаленным от нас на многие века», «где быт невозможно отделить от мифологии»; он —представи тель народа, который мог бы быть рассе лен в десяти ленинградских многоэтажных домах и на языке которого «говорят всего четыре тысячи человек». Писатель сосредо точивает внимание главным образом на проблеме усвоения человеком родового строя культурных достижений цивилизации, на изображении процесса приобщения от сталых народов к интеллектуальным и ду ховным высотам всего человечества. Как мы видели, эта проблема широко ставилась советскими писателями и раньше, но у Г. Гора она приобретает иной поворот. Если, например, в книгах Т. Семушкина русские приносят завоевания цивилизации на Чукотку, то у Г. Гора представитель социального отсталого народа оказывается в центре русской цивилизации; если сюжет ный поворот книг Т. Семушкина может быть определен, как «русские среди чукчей», то в романе Г. Гора его характер определя ется изображением «нивха среди русских». Все повествование о духовном и интел лектуальном росте молодого нивха ведете»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2