Сибирские огни № 12 - 1972

лым планом показаны в романе дела и лю­ ди колхоза «Быстроногий олень», повсе­ дневные заботы колхозников, личные и семейные взаимоотношения, быт, а глав­ ное — самоотверженный труд во имя обще­ народной победы над врагом. И хотя прошло не так много лет со вре­ мени установления Советской власти на Чу­ котке, хотя не до конца изжиты еще вред­ ные обычаи, предрассудки, суеверия,—но­ вые отношения и культура успели прочно войти в жизнь маленького народа, сущест­ венно изменить его социально-психологиче­ ский облик, духовный и нравственный мир. Многие из героев получили образование в советской школе, многие продолжают учиться, в Янрае создана партийная и ком­ сомольская организация, есть школа, клуб, вместо яранг строятся новые жилища. Ти­ пичной становится такая картина: «Тепло, светло в доме. Анкоче сидит в своем углу на пушистой медвежьей шкуре, перевязы­ вает оленьими жилами правилки для пуш- вины. Сын Рультын и его молодая жена Аннэ сидят за учебниками, делают уроки». Русские перестают восприниматься чук­ чами как экзотические пришельцы из дру­ гого мира, с ними успели сложиться отно­ шения, полные доверия и уважения друг к другу. И так как одними из первых на Чукотку пришли учителя, то в каждом русском, независимо от возраста и профес­ сии, чукчам видится прежде всего Учитель, Старший, Руководитель, человек, призван­ ный творить добро и учить Новой жизни. Но и для самих русских изменения, проис­ шедшие на Чукотке, не проходят бесследно. Для большинства из них Чукотка стала не случайным эпизодом биографии, не вре­ менным пристанищем, а родным краем. Зто прежде всего секретарь Кервукского райкома партии Сергей Яковлевич Ковалев, приехавший сюда пятнадцать лет назад и поработавший уже учителем Янрайской школы. Умный и интересный человек, он изображен в романе как партийный руково­ дитель, пользующийся среди чукчей не толь­ ко уважением и непререкаемым авторите­ том, но и большой любовью. Он заслужил ее своей беспредельной преданностью обще­ му делу, верностью общественному долгу я исключительным бескорыстием. Неотдели­ мость личной судьбы от общественного слу- кеяия —для него осознанная линия пове­ дения, жизненный принцип. В труде для блага и счастья народа он находит силы перенести личные невзгоды и потери — ги­ бель жены, разлуку с ребенком... Многих русских связывает с Чукоткой яе только служение делу, труд, приносящий духовное удовлетворение, но и глубокие личные чувства. Был женат на чукчанке Петр Иванович Митенко, а после смерти жены заботливо растил свою дочь Нояно, бессменно работая заведующим поселковым торговым отделением. Очевидно, навсегда останутся в суровом крае учительница Оля Солнцева, полюбившая чукотского юношу Гивэя, и инструктор райисполкома Влади­ мир Журба, встретивший здесь Нояно. Писатель верно подметил глубокую жиз­ ненность процесса размывания националь­ ной замкнутости, укрепления единства це­ лей, духовного родства, доверия и взаим­ ной заботы людей разных национально­ стей, как фактора, неразрывно связанного с утверждением новых общественных в производственных отношений. Главным объ­ ектом художественного изображения явля­ ются те изменения в национальном харак­ тере чукчи, которые находят соответствие в общем процессе формирования нового морального и духовного облика советского человека. Писатель стремится выявить именно «чукотскую» специфику органиче­ ского единения национальных особенностей с общесоюзными чертами и традициями. Тема укрепления новых общественных » производственных отношений раскрывается в романе как тема роста творческого отно­ шения к труду, сознательной дисциплины, хозяйского подхода к делу, ответственности перед всей советской страной. Автор пока­ зывает, как природное трудолюбие чукчей становится осознанным героизмом, как це­ ментируется оно великой идеей служения Родине, как, ломая вековые обычаи, выхо­ дит из яранги и вовлекается в сферу обще­ ственного производства чукотская женщина. Весьма своеобразным по характеру под­ хода к инонациональной теме является ро­ ман Г. Гора «Юноша с далекой реки» (1953). Действие романа только однажды переносится непосредственно в среду изо­ бражаемого народа — нивхов, в основном же оно сосредоточено в Ленинграде, в сте­ нах Института народов Севера, студентом которого в 30-х годах стал нивх Нот Че- выркайн. Нот Чевыркайн родился на острове, где «люди жили по обычаям, отдаленным от нас на многие века», «где быт невозможно отделить от мифологии»; он —представи­ тель народа, который мог бы быть рассе­ лен в десяти ленинградских многоэтажных домах и на языке которого «говорят всего четыре тысячи человек». Писатель сосредо­ точивает внимание главным образом на проблеме усвоения человеком родового строя культурных достижений цивилизации, на изображении процесса приобщения от­ сталых народов к интеллектуальным и ду­ ховным высотам всего человечества. Как мы видели, эта проблема широко ставилась советскими писателями и раньше, но у Г. Гора она приобретает иной поворот. Если, например, в книгах Т. Семушкина русские приносят завоевания цивилизации на Чукотку, то у Г. Гора представитель социального отсталого народа оказывается в центре русской цивилизации; если сюжет­ ный поворот книг Т. Семушкина может быть определен, как «русские среди чукчей», то в романе Г. Гора его характер определя­ ется изображением «нивха среди русских». Все повествование о духовном и интел­ лектуальном росте молодого нивха ведете»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2