Сибирские огни № 12 - 1972
безжалостным и жестоким, как тот черно бородый янки, владелец шхуны «Морской волк», готовый стрелять по туземцам, не желающим торговать с ним, из пушки и возрождающий на далеких сибирских бере гах принципы работорговли. С другой сто роны, чукчи не могут не испытывать на се бе воздействия представителей того народа, перед которым раскрываются перспективы революции и который готовится перестроить мир на началах равенства и братства всех униженных народов Чукотка изображается как место царской ссылки, и писатель за дается целью показать ее благотворное влияние на местное население, раскрыть гу огромную просветительскую роль, которую политссыльные выполняли среди темной массы чукотского населения. Так входя г в роман образы бывшего ссыльного револю ционера, ученого-этнографа и писателя Вла димира Германовича Тана-Богораза (реаль ная личность) и вымышленного героя — большевика Ивана Лукьяновича Кочиева. В их образах воплощены разные пред ставления о возможных путях спасения чу котского народа. В проникновении цивили зации Тан-Богораз видит только «несчастье» для чукчей и считает необходимым убе речь их от ее вторжения вплоть до наступ ления «лучшего времени» в самой России, когда можно будет создать для них пись менность, учебные заведения, «перевести на чукотский язык Тургенева и Толстого, при общить эти народы к русской культуре». Пока же это «лучшее время» в России не наступило, Тан-Богораз советует чукчам не поддаваться влиянию цивилизации и «ста раться жить так, как жили прежде, до при хода сюда людей другой земли». При всей благожелательности к малым народам Тан-Богораз не способен встать выше позиции абстрактного гуманизма Другое дело — убеждения Кочнева. Для него чукчи не объект социального соства- дания со стороны русского народа, а союз ник в борьбе с социальной несправедли востью. В отличие от Тана-Богораза. Коч иев убежден в необходимости развивать социальное сознание чукотского народа, не оберегать его от воздействия цивилизации, а объяснять ему разницу между цивилиза циями разного рода. Примечателен следую щий диалог: «—Мне представляется, что для сохра нения этого народа следовало бы запретить яри существующем государственном строе всякое вмешательство в его жизнь. — Сделать заповедник для ученых? — Но от разлагающего влияния циви лизации окраинные народы надо решитель но оградить — От такой, как американская «цивили зация»,— конечно, но от светлой, разумной, честной — не согласен, Владимир Германо вич. По в с е й с т р а н е н а д о г о т о в и т ь н а р о д к р е в о л юц и и (под черкнуто мною—-Л. Я). И здесь, на дале кой окраине, в ссылке, я вижу свою мис сию в том, чтобы открывать людям глаза на причины каторжной жизни, поддержи вать у них веру в счастье, противопостав ляя нас, русских социал-демократов, цар ским сатрапам и американским пиратам». Таким образом, по убеждению больше вика Кочнева, и на Чукотке революция должна быть не предметом «ввоза» из Рос сии, а делом рук и актом сознательной дея тельности самого чукотского народа... Роман Н. Шундика «Быстроногий олень» создавался одновременно с произведениями Т. Семушкина и Н. Максимова, но воспро изведенные в нем события отражают более позднюю ступень развития чукотского наро да. Время его действия относится к Вели кой Отечественной войне и укладывается в промежуток между теми днями, когда «враг рвется к Сталинграду», и моментом окон чательной победы над фашизмом. Рассмот ренные вместе, романы Т. Семушкина. Н. Максимова и Н. Шундика воспринима ются как единая и целостная картина чу котской истории на протяжении довольно большого отрезка времени —от последней четверти XIX века до середины сороковых годов XX века Естественно, что в романе Н. Шундика жизненные судьбы чукчей осмысливаются в еше более глубокой не раздельности со всей многомиллионной общностью советских людей Как явствует из романа Н. Шундика, хищники типа Алитета изгнаны из тундры полностью. Но еще упрямо выжидает своего часа Эчилен, притаившийся, как умка 1 у нерпичьей отдушины, еще не отошел от ди кой злобы на Советскую власть Чимнэ, еще продолжает надеяться на возвращение ста рых порядков сын американского торговца Стэнли, ставший во время войны агентом американской разведки и скрывающийся на Чукотке под именем советского служащего Савельева. Много еше среди чукчей людей, как Ятто. что беспредельно верит своим божкам и «кормит идолов жертвенной кровью»; как старик Анкоче или Пэпев. ко торые не хотят переселяться из яранг во вновь построенные дома: как те «легковер ные оленеводы», ставшие жертвой шаман ских слухов о том. что их дети, учась «раз говору по бумаге», начинают забывать свой язык. Одним словом, ни тема продолжающейся бооьбы с классовым врагом, ни тема пре одоления вековой отсталости чукчей не обойдены Н. Шундиком. как и требовало того изображение чукотской действительно сти 40-х годов, но не они определяют ос новной пафос романа, характер ведущих конфликтов, группировку обоазов. Внима ние автора заострено на становлении новых производственных и общественных отноше ний, а главная тема романа —формирова ние трудового коллектива, цементирующим началом которого являются коммунисты. Основу сюжетного движения помана со ставляют перипетии социалистического со ревнования двух чукотских колхозов. Круп- ’ У м к а —белый медведь«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2