Сибирские огни № 12 - 1972
ставляла проникаться доверием ко всей их деятельности. В «оленьих глазах» Лося, в «светлых, как небо, глазах» учителя Двор кина увидели чукчи красоту новой правды и поверили ей. И такова уж притягательная сила великой идеи, что раз соприкоснувшись с'ней, попав в сферу ее воздействия, чело век навсегда остается ее приверженцем, ее последователем, борцом. Сюжетно-композиционная структура ро мана Т. Семушкина обусловлена характером его остросоциального конфликта и опирает ся на изображение выбора жизненного пу ти как чукотским народом в целом, так и отдельными его представителями. Писатель показывает, что право социального выбора не освобождает человека от нравственной борьбы, от душевных сомнений и колебаний, от ошибок и заблуждений. Если характеры «американов» и большевиков даны как уже сложившиеся и определившиеся в своей социально-психологической сущности, то ха рактеры трудящихся-чукчей представлены читателю в процессе ломки и глубоких из менений. Исходная точка развития харак теров Тыгрены и Айе, Мэри и Ярака, Вааля и Ваамчо —смутное осознание неустроен ности своей судьбы, подспудно таящееся недовольство сложившимися порядками. Доаматично складывается судьба Тыгре ны. Еще с детства предназначенная родо вым законом Айе, которого девушка успе ла полюбить, он.а становится второй женой Алитета, купившего ее у бедняка Каменва- та за три собаки: «Когда в тундре песец найдет кусок мяса, разве пробегающий волк не отнимет его». Без оглядки преступив че рез этот неугодный ему «закон». Алитет зато неукоснительно чтит другой родовой обычай —обмена женами. Под прикоытием доевнего обычая он не только удовлетво ряет свои похоти, но и пользуется Тыгре- ной как отоедетЕ'Ом укрепления своих торго вых связей, становясь «невтумом » 1 то дрях лого старика Э'-авто, то Коасноносого Чар ли. Веселая, жизнерадостная Тыгоена ста новится злой, утоюмой, строптивой. Возму щение своим унизительным положением она пытается выразить и в бегстве в родную ярангу, и в тайном сближении с Ваамчо.’ и в планах физического уничтожения Алите- та. Неледко появляется и мысль о само убийстве. Гордая и волевая, с яэко выра женным стпемлемием к самостоятельности. Тыглена увидела в появлении русских на дежду на избавление от ненавистной власти Алитета. «Желание жить по-новому у нее уже в кловь вошло: она выстрадала его. это желание, своей трудной жизнью».— го ворит о ней Лось. Столь же сложный путь к обретению жизненной правды проходят и другие герои романа — Ваамчо, Айе. Ярик Автор определяет ценность социальной системы прежде всего тем, насколько отве 1 «Двое мужчин, состоящих в сменном бра ке... назывались «невтумами». (Т. Семушкин. «Алигег уходит в горы», М., 1965, стр. 53). чает она росту человека, раскрепощению человеческой личности от гнета вековых за блуждений и предрассудков, от темноты и невежества, развитию духовных возможно стей. С позиций подлинного интернациона листа, признающего способность каждого народа внести свой вклад в духовную со кровищницу человечества, Т. Семушкин особенно высоко ценит в чукчах их природ ное жизнелюбие, неутраченное ими в же стоких условиях существования, неизбыв ную радость бытия, стихийную уверенность в единстве всего сущего на земле, светлую любовь к детям... На материале чукотской действительно сти написан и роман Н. Максимова «По иски счастья», но, в отличие от романа Т. Семушкина, действие его представлено в более раздвинутой исторической перспек тиве. Хронологически произведение охваты- вает довольно значительный временной пласт в несколько десятилетий—с конца XIX века до начала 20-х годов XX века, как бы мотивируя социально-историческую необходимость того, что происходит затем в романе Т. Семушкина. Начало романа Н. Максимова возвращает читателя к тому времени, когда на Чукотке еще продолжали сказываться последствия бездарной между народной политики царского правительства во второй половине XIX века, в результа те которой после 1867 года «все владения России в Новом Свете перешли к Соеди ненным Штатам Америки», затем была про дана Аляска, и целому поколению про стых русских людей, прочно обживших «свою Америку», было предоставлено право или «возвратиться в Россию, или принять американское подданство». Герои романа оказываются включенными в сложные меж дународные связи; личные судьбы героев раскрываются в зависимости от событий большого исторического масштаба —инте ресов «деловых людей» Америки, рассмат ривающих приобретение Аляски как «шаг к господству в Тихом океане», политики царского правительства и революционных устремлений русского народа. Волею жиз ненных обстоятельств окажутся тесно свя занными между собою и переплетенными с судьбой туземного населения —чукчами и эскимосами—судьбы русского мужика Ва силия Устюгова, перебирающегося из Аме рики на родину, и шведа Бейта Ройса. меч тающего разбогатеть и обеспечить безбед ное будущее, и предприимчивых американцев Мартина Джонсона и Олафа Эриксона, подчиняющих все действия своему банков скому счету. В романе Н. Максимова в историческом аспекте представлена та же, что и в книгах Т. Семушкина, ситуация —чукотский народ между двумя цивилизациями разного со циального и национально-исторического ха рактера, та же проблема социального вы бора, со всей остротой вставшая перед це лым народом и отдельным человеком. С одной стороны, перед чукчами приоткры вается мир, делающий человека жадным,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2