Сибирские огни № 12 - 1972

ставляла проникаться доверием ко всей их деятельности. В «оленьих глазах» Лося, в «светлых, как небо, глазах» учителя Двор­ кина увидели чукчи красоту новой правды и поверили ей. И такова уж притягательная сила великой идеи, что раз соприкоснувшись с'ней, попав в сферу ее воздействия, чело­ век навсегда остается ее приверженцем, ее последователем, борцом. Сюжетно-композиционная структура ро­ мана Т. Семушкина обусловлена характером его остросоциального конфликта и опирает­ ся на изображение выбора жизненного пу­ ти как чукотским народом в целом, так и отдельными его представителями. Писатель показывает, что право социального выбора не освобождает человека от нравственной борьбы, от душевных сомнений и колебаний, от ошибок и заблуждений. Если характеры «американов» и большевиков даны как уже сложившиеся и определившиеся в своей социально-психологической сущности, то ха­ рактеры трудящихся-чукчей представлены читателю в процессе ломки и глубоких из­ менений. Исходная точка развития харак­ теров Тыгрены и Айе, Мэри и Ярака, Вааля и Ваамчо —смутное осознание неустроен­ ности своей судьбы, подспудно таящееся недовольство сложившимися порядками. Доаматично складывается судьба Тыгре­ ны. Еще с детства предназначенная родо­ вым законом Айе, которого девушка успе­ ла полюбить, он.а становится второй женой Алитета, купившего ее у бедняка Каменва- та за три собаки: «Когда в тундре песец найдет кусок мяса, разве пробегающий волк не отнимет его». Без оглядки преступив че­ рез этот неугодный ему «закон». Алитет зато неукоснительно чтит другой родовой обычай —обмена женами. Под прикоытием доевнего обычая он не только удовлетво­ ряет свои похоти, но и пользуется Тыгре- ной как отоедетЕ'Ом укрепления своих торго­ вых связей, становясь «невтумом » 1 то дрях­ лого старика Э'-авто, то Коасноносого Чар­ ли. Веселая, жизнерадостная Тыгоена ста­ новится злой, утоюмой, строптивой. Возму­ щение своим унизительным положением она пытается выразить и в бегстве в родную ярангу, и в тайном сближении с Ваамчо.’ и в планах физического уничтожения Алите- та. Неледко появляется и мысль о само­ убийстве. Гордая и волевая, с яэко выра­ женным стпемлемием к самостоятельности. Тыглена увидела в появлении русских на­ дежду на избавление от ненавистной власти Алитета. «Желание жить по-новому у нее уже в кловь вошло: она выстрадала его. это желание, своей трудной жизнью».— го ­ ворит о ней Лось. Столь же сложный путь к обретению жизненной правды проходят и другие герои романа — Ваамчо, Айе. Ярик Автор определяет ценность социальной системы прежде всего тем, насколько отве­ 1 «Двое мужчин, состоящих в сменном бра­ ке... назывались «невтумами». (Т. Семушкин. «Алигег уходит в горы», М., 1965, стр. 53). чает она росту человека, раскрепощению человеческой личности от гнета вековых за­ блуждений и предрассудков, от темноты и невежества, развитию духовных возможно­ стей. С позиций подлинного интернациона­ листа, признающего способность каждого народа внести свой вклад в духовную со­ кровищницу человечества, Т. Семушкин особенно высоко ценит в чукчах их природ­ ное жизнелюбие, неутраченное ими в же­ стоких условиях существования, неизбыв­ ную радость бытия, стихийную уверенность в единстве всего сущего на земле, светлую любовь к детям... На материале чукотской действительно­ сти написан и роман Н. Максимова «По­ иски счастья», но, в отличие от романа Т. Семушкина, действие его представлено в более раздвинутой исторической перспек­ тиве. Хронологически произведение охваты- вает довольно значительный временной пласт в несколько десятилетий—с конца XIX века до начала 20-х годов XX века, как бы мотивируя социально-историческую необходимость того, что происходит затем в романе Т. Семушкина. Начало романа Н. Максимова возвращает читателя к тому времени, когда на Чукотке еще продолжали сказываться последствия бездарной между­ народной политики царского правительства во второй половине XIX века, в результа­ те которой после 1867 года «все владения России в Новом Свете перешли к Соеди­ ненным Штатам Америки», затем была про­ дана Аляска, и целому поколению про­ стых русских людей, прочно обживших «свою Америку», было предоставлено право или «возвратиться в Россию, или принять американское подданство». Герои романа оказываются включенными в сложные меж­ дународные связи; личные судьбы героев раскрываются в зависимости от событий большого исторического масштаба —инте­ ресов «деловых людей» Америки, рассмат­ ривающих приобретение Аляски как «шаг к господству в Тихом океане», политики царского правительства и революционных устремлений русского народа. Волею жиз­ ненных обстоятельств окажутся тесно свя­ занными между собою и переплетенными с судьбой туземного населения —чукчами и эскимосами—судьбы русского мужика Ва­ силия Устюгова, перебирающегося из Аме­ рики на родину, и шведа Бейта Ройса. меч­ тающего разбогатеть и обеспечить безбед­ ное будущее, и предприимчивых американцев Мартина Джонсона и Олафа Эриксона, подчиняющих все действия своему банков­ скому счету. В романе Н. Максимова в историческом аспекте представлена та же, что и в книгах Т. Семушкина, ситуация —чукотский народ между двумя цивилизациями разного со­ циального и национально-исторического ха­ рактера, та же проблема социального вы­ бора, со всей остротой вставшая перед це­ лым народом и отдельным человеком. С одной стороны, перед чукчами приоткры­ вается мир, делающий человека жадным,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2