Сибирские огни № 12 - 1972
®ом Октябрь и на который всего за полто ра десятилетия перед войной вступили ма лые народы Сибири. В этом социальном разрезе многие стороны дореволюционной действительности Сибири увиделись совет скими писателями уже иначе, чем, напри мер, в 20-е или 30-е годы. Так, например, по-другому, чем в предшествующей книге, увидел Чукотку в романе «Алитет уходит а горы» Т. Семушкин. Если в первой книге о Чукотке писатель акцентировал внимание на судьбе чукотско го народа в целом, на трагедии социальной неразвитости, если его привлекала возмож ность изобразить всю неповторимость сбли жения двух народов, стоящих на разных ступенях исторического развития, то в цент ре романа «Алитет уходит в горы» встала картина социальных противоречий чукотско го общества. При более глубоком наблюде нии тишина патриархально-родовых отно шений оказалась обманчивой, социальная однородность чукотского общества — иллю зорной. Патриархально-родовая идиллия, если признать возможным существование таковой вообще, в действительности оказа лась взорванной на Чукотке уже в середи не XIX века, когда царское правительство продало Аляску Соединенным Штатам Аме рики и когда, пользуясь правом соседей, «американы» ринулись на соседний мате рик в поисках наживы. Здесь предприимчи вые янки искали золото, хищнически истреб ляли морского зверя, вели грабительскую торговлю с чукчами — или путем таких пи ратских набегов на берега Чукотки, кото рые предпринимает владелец шхуны «Поляр бер» капитан Браун, или укореняясь среди чукчей на долгие годы, подобно Томсону — Чарли Красному Носу, который «прирос к берегу, как лишайник к камням». Всту пление в активный товарооборот с «амери- канами» не было случайным эпизодом «биографии» чукотского народа: с неизбеж ной неумолимостью это предопределило про цесс его социального расслоения, выделения нз его среды таких хищников, как Алитет. К тому времени, когда начинается непо средственное действие романа, мистер Том сон уже более двадцати лет живет в стой бище Лорен, и за годы общения с ним Алитет успел кое-чему научиться. В азарт ном расчете на выгодный обмен он истреб ляет моржей ради их бивня («Алитет зна ет, что нужно приятелю-американу!»). Та же неуемная жажда толкает его к нарушению святого для чукчей обычая взаимовыручки я помощи друг другу во время охоты. Он обирает чужие капканы, не брезгует ни ложью, ни насилием, ни вымогательством. «Народ наш непривычен к этому».—с болью говорит о нем старик Вааль. Усвоив хищ нические принципы буржуазной морали и умело используя к тому же веками склады вавшиеся у чукчей родовые связи, «он дер жит в руках всю тундру». Т. Семушкин обращается к изображению Чукотки в тот переломный момент ее Исто рии, когда «Октябрь ломал старые устои России и отголоски его, как океанская зыбь, доходили сюда все сильней и сильней», ког да сюда приезжают первые посланцы рево люционного народа—сначала молодой ле нинградский ученый Андрей Жуков, а за тем — член Камчатского ревкома Никита Сергеевич Лось. Чукотский народ поставлен между «аме- риканами», поддерживающими алитетов, и большевиками, т. е. между «таньгами». людьми родственными по цвету кожи, но диаметрально противоположными по своей социальной и человеческой сущности. И ес ли за всей деятельностью Лося и Жукова стоит духовный мир и воля великого наро да, строящего новый мир по законам выс шей гуманности и подлинного демократизма, то за педантичным накопительством Чарли, за пиратской алчностью Брауна ощущается жестокий общественный порядок, чуждый высоким идеалам человечества, враждеб ный естественному устремлению человека к счастью, справедливости, миру. В соответствии с исторической и психо логической правдой Т. Семушкин показыва ет в своем романе, что доверие чукчей к социальной идее, к общественному закону приходит через доверие к людям, несущим эту идею, утверждающим этот закон. В ро мане раскрывается глубокое различие в от ношении к чукчам со стороны русских и американцев. Чарльз Томсон считает нор мальным, женившись на чукчанке Рульгине, держать ее и своих шестерых детей в «хо лодных сенках», не допуская даже мысли о равенстве в отношениях с ними. По его глубокому убеждению, чукчи не достойны не только любви или уважения белого че ловека, но даже элементарной вежливости: «Они же цветные, дикари. Это равносильно тому, если бы вы потребовали от меня вежливости, скажем, к собакам». Если для этих белых чукчи только объект легкой наживы, то русские свои отношения с ни ми строят на глубоком уважении к их че ловеческому достоинству и тому опыту их национальной жизни, которому они обяза ны такими чертами своего характера, как «смелость, честность и терпеливость». Если главная цель пребывания на Чукотке для «рыжего паука Томсона» или «ловкого пар ня Саймонса» — погоня «за хвостами», то для Лося и Жукова —«самое главное — это знакомство с народом», стремление «по нять душу этого народа», «узнать» его. Если Томсон на Чукотке «живет во имя доллара», то посланцы Большой земли при ехали сюда, чтобы помочь чукчам найти дорогу к настоящей жизни. И если «амери каны» видят опору своей деятельности сре ди чукчей в их темноте и невежестве, тс Лось и Жуков исходят из способности чу котского народа творчески воспринять правду нового мира, понять ее «нутром, сердцем». Вся жизнь советских людей, беззаветно преданных гражданскому долгу и чуждых каких-либо собственнических притязаний, убеждала чукчей в величии их целей, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2