Сибирские огни № 12 - 1972
■многое другое, что составляет содержание человеческого прогресса. И сам писатель, выступающий в образе •рассказчика, и его герои понимают задачу приобщения чукчей к цивилизации не толь ко как проникновение в их жизнь техниче ских достижений в виде электричества, ра дио, кино, моторов, но и как обогащение их сознания понятиями гражданской ответ ственности, общественного долга, хозяй ского отношения к жизни. На совершенно конкретном материале автор ставил вечную для большой литературы проблему истин ного и ложного гуманизма. Задача состоя ла не в том, чтобы «облагодетельствовать» чукотский народ «удобствами» цивилизо ванной жизни, не в том, чтобы построить ему счастливую жизнь, а в том, чтобы про будить его веками спавшее общественное сознание и научить строить счастливую жизнь. Подлинный гуманизм—убеждает автор — не в снисходительности, не в жалости, не в скидках на «национальное происхожде ние». Писатель изображает людей, доброта которых к чукчам была лишена умиления. Это была доброта требовательная, настой чивая, уважительная. Основу этой доброты составляло стремление выразить националь ные интересы чукотского народа. В этом смысле та речь, которую произносит перед русскими учителями накануне выпускного экзамена (глава «Выпускной экзамен») де путат Тынанват, носит программный харак тер: «Я очень хочу просить вас об одном,— сказал он.—Когда будете экзаменовать, со всем забудьте, что экзаменуете чукотских детей. Вы д о л ж н ы с п р а ш и в а т ь их по с а м о й п о л н о й п р о г р а мм е . Не « а д о д е л а т ь с к и д о к . Эт о не по л е з н о н а м (подчеркнуто мною.—Л. Я.). Должен вам сказать, что до сих пор есть еще работники, которые приходят в умиле ние, когда видят чукчу, держащего в ру ках, скажем, учебник алгебры. И если он ■еще не совсем хорошо знает ее, они с улыб кой на губах готовы сказать: «Ничего. Для чукотских юношей и это большое до стижение». А если вдуматься во все это, то станет обидно за наш народ, это унижает наш народ». Тот выпускной экзамен, который внеш не является лишь эпизодом в общей цепи сюжетного действия «Чукотки», имеет в ней и более глубокий внутренний смысл. Это в лице Таграя, Ктуге и Тает-Хамы — пер вых выпускников чукотской школы —сам чукотский народ в 30-е годы сдает свой -экзамен на право участвовать в строитель стве .новой жизни вместе со всем советским народом, строить социализм «по самой пол ной программе». Обратившись к изображению народа, ко торый еще не расстался окончательно со своим «детством», Т. Семушкин подчерки вает естественность, с которой этот народ принял мир новых общественных отноше ний, так сказать, «вписался» в цивилиза цию: «Лишь условия старого режима на сильственно задерживали его на первобыт ной ступени развития. Однако едва проник ла на Чукотку свободная совечская куль тура — ч у к ч а с т а л ж а д н о и л е г к о о в л а д е в а т ь е ю». Чукчи легко включаются в исторический прогресс, потому что многие черты их родо вой организации оказываются глубоко со звучными человеку социалистического об щества. Автор отмечает и нравственную чи стоту чукчей («нарушить слово —это было чуждо его народу»), и их трудолюбие («их детство не проходит в праздности, труд для них — органическая потребность»), и выра ботанную веками привычку к совместному труду, и свободолюбие. Писателю чрезвы чайно важно было показать, что, создавая чукотскому народу условия для преодоле ния социально-экономической отсталости, социализм в то же время не только не раз рушает созданных этим народом морально- этических ценностей, но и способствует их развитию на новой, неизмеримо более высо кой социальной основе. В послевоенные годы русские писатели Сибири отдали предпочтение романной форме повествования. В это время появи лись такие значительные произведения круп ного жанра, как романы Т. Семушкина «Алитет уходит в горы» (1947—48), Н. Мак симова «Поиски счастья» (1946—52), Н. Шундика «Быстроногий олень» (1945— 5 3 ), Г. Гора «Юноша с далекой реки» (1953), повести Р. Агишева «Оуэнга», А. Калиниченко «Камчатские друзья». Тог да же была создана серия книг Н. Задор нова об исторических судьбах русского Дальнего Востока: «Амур-батюшка» (1944— 46), повесть «Мангму» (1916), легшая за тем в основу романа «Далекий край» (1949), два романа из трилогии о Г. И. Не вельском •—«К океану» (1949), «Капитан Не вельской» (1956—58). Разрабатывая тему освоения дальневосточных земель русскими, писатель широко показал и жизнь коренно го населения этого края — гольдов (нанаи- цев), гиляков (нивхов), ороченов (эвенков), ульчей и других малых народов Сибири. За внешним торжеством романной фор мы, разумеется, скрывались и большие ка чественные изменения в развитии и обога щении инонациональной темы. Это прояви лось и в большем внимании писателей к психологическому рисунку человеческих ха рактеров, и в росте масштабности социаль но-исторических и морально-этических про блем, и в углублении историзма изображе ния жизни. Только что закончившаяся война, явившаяся столкновением двух раз ных общественно-политических систем, с осо бой остротой поставила перед миром вопрос о путях исторического развития, о выборе главного направления общественной жизни, о поисках наиболее действенных форм че ловеческого прогресса. Приобретенный на родами мира опыт диктовал советским пи сателям необходимость вновь вернуться к вопросу об исторической оправданности то го пути, который открыл перед человечест-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2