Сибирские огни № 12 - 1972
каются в романе в их глубокой сопричаст ности с общим ходом социалистического строительства в стране, с успехами других народов. Роман «Великое кочевье» одним из первых открывает в советской литературе гот тип художественного произведения, ге роем которого становится многонациональ ный трудовой коллектив, сплоченный един ством целей и интересов. Плечом к плечу С братьями Токушевыми — Борлаем, Байры- мом, Ярманкой —и другими бедняками- алтайцами идут по трудовой дороге строи тельства новой жизни русские —Филипп Суртаев, Миликей Охлупнев, сестры Ма ланья Ивановна и Мадрида Ивановна. Пи сатель убедительно показывает, как именно такое участие героев в обновлении мира обусловливает их собственный духовный рост, как раздвигаются границы их созна ния и как рождаются в облике людей раз ных национальностей общие черты характе ра советского человека. На другом материале воссоздавал про цесс складывания многонационального со ветского коллектива Т. Семушкин в книге «Чукотка». В основе ее сюжета — приезд на Чукотку группы русских учителей (Та ня, Володя, сам рассказчик) и создание первой чукотской школы. «Совсем иной мир»,—думает вслух Таня, глядя на зате рянные среди снежного безмолвия шатро образные яранги и их обитателей в одежде из оленьих шкур и нерпичьей кожи. «Я знаю и понимаю,— говорит автор,—что внешний вид туземцев непривычен для людей, при бывших с «Большой земли». Действительно, изображение у д и в л е н и я , которым со провождается обычно встреча народов, от деленных друг от друга веками обществен ного прогресса, стало устойчивым элемен том в произведениях такой тематики. Один из исследователей творчества В. Арсеньева справедливо отмечает, что книга «Дерсу Узала» во многом была задумана как «встреча двух удивлений: удивления чело века, выросшего в условиях почти патриар- «ального быта, перед миром незнакомой ему культуры, и удивления культурного челове ка перед первозданной свежестью восприя тия и мышления человека, впервые входя щего в мир современной цивилизации»1. Формирование нового типа националь ных отношений в стране невозможно было без глубокого у з н а в а н и я одного народа другим как необходимого момента с б л и ж е н и я на ций , и этой насущной потреб ности советского общества 30-х годов прямо и непосредственно ответила книга Т. Се мушкина «Чукотка». Вся внутренняя логи ка ее содержания подтверждала справед ливость авторского предположения о том, что сдержанное поначалу отношение рус ских учителей к чукчам и чукчей к «тань- гам» «перейдет в теплое, хорошее чувство по мере того, как они будут узнавать» друг друга. ' Т. Х м е л ь н и ц к а я . Свежесть мира. «Звезда», 1939, № 7—8, стр. 267, С нескрываемым чувством восхищения я гордости за советского человека, честно вы полняющего свой гражданский долг, рас сказывает писатель о творческих исканиях учителей: о мучительных поисках контакта с недоверчивыми и пугливыми на первых порах чукотскими ребятишками, о преодо лении собственной растерянности и сомне ний, о мужественном пренебрежении ко всем опасностям, которые таило общение с суро вой природой Севера, о самоотверженной работе с чукотским народом, которая прямо не входила в круг их обязанностей и ко торую нельзя было измерить ни в часах, ни в рублях. Школа стала как бы форпостом борьбы за новую жизнь, за социалистиче ское обновление Чукотки, за искоренение суеверий и шаманизма, диких обычаев и вредных предрассудков, в плену которых находился ее народ. «Сколько людей, думы которых ежедневно, ежечасно связаны со школой, появилось на Чукотской земле!» — восклицает автор. Через детей, ставших учениками, нормы нового быта и новых че ловеческих отношений проникают в яранги. Участие в делах школы, где учатся их дети, стало формой привлечения чукчей к обще ственной жизни. Общение со школой спо собствовало расширению их кругозора, про буждению в их сознании первых ростков гражданского чувства, интереса к жизни всего советского народа: «Никогда еще до сих пор представления охотников не выхо дили за пределы окружающей их действи тельности. Теперь дети, а с ними и родите ли, разговаривали о Большой земле, до того совершенно им неведомой». «Чукотка» состоит из двух книг. Дейст вие первой книги — «На дальних бере гах» — ограничено всего несколькими меся цами, составившими первый учебный год в первой чукотской школе. Вторая книга — «Спустя шесть лет»— хронологически так же замыкается в рамках одного учебного года. Благодаря такому циклическому ха рактеру композиции писателю удается при дать изображению происшедших на Чукот ке перемен особую наглядность. Внешне полностью воспроизводится сюжетная си туация первой книги: приезд учителей, начало учебного Года. Но как же измени лось внутреннее содержание этой ситуации! Этот учебный год начнется не в декабре, как тот, всем памятный, первый, а вместе со всей страной— 1-го сентября. Уже нет необходимости уговаривать родителей: они охотно отдают своих детей в школу. 31 ав густа (так и называется одна из глав вто рой книги) все сто учеников — все до одно го и без единого опоздания и несмотря на штормовую погоду —прибыли на занятия: «Чукчи — прирожденные моряки,— говорит писатель.—Но выходить в море, когда предвидится шторм, они не любят. Лишь крайняя необходимость заставляет их де лать это». Школа стала жизненной, или, по выражению автора, «крайней необходи мостью» чукотского народа, так же как и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2