Сибирские огни № 12 - 1972
стному восприятию природы, изумление пе ред ее красотой, любовь к песне —рассмат риваются колчаковцами, изгнавшими чело вечность из своего морально-этического •обихода, как склонность к большевизму. Герой рассказа «Плевок в глаза Дутову» — мирный «сын степи» Джуван, невольно став ший проводником отряда белоказаков, то и дело слышит от них попреки в большевиз ме: «То-то, киргизская образина!.. Все вы, черти, склонны к большевизму». И в дру гом месте: «Нечего с вами, негодниками, церемониться, все вы большевики». Так, в разных аспектах, по разным поводам вста вала в творчестве русских писателей Сиби ри проблема «естественного» человека, есте ственности как неотъемлемой черты челове ческого образа жизни, и человечности как естественного признака любого разумного общества. Со своим видением судеб сибирских на родов в революции пришел в советскую ли тературу 20-х годов Р. Фраерман. Первые его произведения —повести «Огневка» и «На мысу», рассказ «Соболя», стихотворе ние «На рассвете» — появились на страни цах журнала «Сибирские огни». Навеянные впечатлениями гражданской войны на Даль нем Востоке, они, при всей конкретности изображаемых событий —повседневной ли жизни партизанского отряда, многодневных ли походов по тайге, боев с белогвардей цами и японскими интервентами,—в то же время полны поэтического ощущения тре вожной атмосферы этого героического вре мени. И на конфликтах, и на поступках героев, на их характерах и судьбах лежит отсвет этих трудных, грозовых, но по-свое му прекрасных, лет. Интересно, что и рево люция и гражданская война изображены в большинстве произведений этого писателя главным образом в свете влияния на судь бы малых народов Сибири — нивхов (гиля ков), эвенков (тунгусов), нанайцев (голь дов) и т. д. Главный герой повести «Огневка» Вась- ка-гиляк, представитель одной из малых си бирских национальностей, становится участ ником всенародной борьбы за новую жизнь: •сражается с белогвардейцами, японскими интервентами и вместе со всеми радуется торжеству правого дела. Правда, в этой повести писателю еще не удалось раскрыть сложный процесс формирования нового ха рактера на почве инонациональной дейст вительности. Внимание автора было направ лено не столько еще на изображение рево люции в сознании человека, сколько на воспроизведение внешнего пути человека в революцию. Но повесть явилась важным звеном в творческой эволюции писателя, не обходимой ступенью к тем успехам, кото рые были достигнуты Р. Фраерманом в ра боте над инонациональным материалом уже в 30-е годы. Никогда русская литература не пережи вала момента такого острого внимания к судьбам других народов, как в 30-е годы. ■Старая тема обрела новую жизнь, поверну лась неожиданными гранями. Отныне глав ный идейно-художественный пафос произве дений на такую тему составляет уже не сочувствие некогда униженным младшим братьям и даже не убеждение в их праве на иную жизнь, а утверждение тех великих социальных перемен, которые принесла на родам Сибири Октябрьская революция. Отныне изображение «великого кочевья» ма лых народов к счастливому будущему, их участия в строительстве социализма станет магистральной линией развития инонацио нальной темы в русской литературе на дол гие годы. В связи с осуществлением невиданного в истории человечества скачка многих наро дов от родового строя к социализму, осо бую актуальность приобретает тот аспект инонациональной темы, который можно сформулировать как «естественный человек и цивилизация», «исторический прогресс и судьба социально отсталых народов». Прав да истории требовала показать, как нацио нальная политика Коммунистической партии сделала советскую власть «своей» для всех народов и как в новых условиях демон стрировал св'ою огромную жизнедеятель ность процесс национальной консолидации, укрепления дружбы народов на основе идей пролетарского интернационализма. Так появляются в 30-е годы позести Р. Фраермана «Васька-гиляк» и «Афанасий Олешек» (книжный вариант ее называется «Никичен»), рассказывающие о счастливых переменах, происшедших после революции в судьбах нанайского и эвенкийского наро дов; повесть Г. Кунгурова «Топка», напи санная также на материале жизни эвенков; очерковая книга Н. Вагнера «Человек бе жит по снегу», прослеживающая становле ние новых отношений в жизни народов си бирского Севера; книга В. Тана-Богораза «Воскресшее племя», посвященная удиви тельной истории юкагирского народа, спа сенного Октябрем ог окончательного исчез новения; цикл повестей Г. Гора «Ланжеро», «Неси меня, река», «Синее озеро», рисую щих первые успехи северян на пути к со циализму. Пониманием судьбы малых народов, как творчества «новой, лучшей жизни на зем ле»1, вызвано в 30-е годы появление таких произведений, как «Женьшень» М. Приш вина, «Вода и ветер» М. Шкапской, «В Ус сурийской тайге» Н. Емельяновой, «По стой бищам народа нибах» В Каждаева, «Даль невосточные рассказы» Б. Лапина и 3. Хац- ревина, «Сахалинские записки» В. Костаре^ ва и др. О глубине внимания русских писателей Сибири к судьбам ее коренных народов с особой выразительностью свидетельству ет творчество А. Коптелова, неразрывно связанное с разработкой алтайской темы. К созданию романа «Великое кочевье», од ному из лучших произведений 30-х годов 1М. П р и ш в и н . Золотов рог, Хабаровск, 1955, стр. 80.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2