Сибирские огни № 12 - 1972
вал В. Арсеньеву возможность с особой на глядностью выявить хищническую сущность буржуазной цивилизации, ее враждебность гуманизму. Однако при всем том было бы глубокой ошибкой видеть в произведениях В. Арсень ева хоть малейшую идеализацию первобыт но-родовых отношений и вообще жизни «детей природы». Писатель обнажает их незащищенность от воздействия и природ ных, и социальных сил, дает понять опре деленную ущербность той ступени познания природы, на которой они находятся. Изо браженная им картина жизни человека на «лоне природы» лишена идилличности и пасторальности. Писатель трезво смотрит в глаза суровой действительности: жизнь соплеменников Дерсу Узала тяжела, труд на, полна постоянных опасностей, невзгод и лишений, тревог за завтрашний день. При всем внимании к особенностям быта, этно графическим деталям и подробностям. В. Арсеньев делает акцент не на экзотиче ских его сторонах, а на изображении реаль ных трудностей обитания человека втайне. Слишком слабы пока те силы, при помощи которых человек отстаивает свою независи мость от природных стихий. Писатель не связывает с жизнью «детей природы» ни каких общественных надежд, никаких об щественных идеалов. Его зрелый практиче ский ум способен здраво оценить как опре деленные достоинства «естественного» человека, так и те приобретения и утраты, которым отмечен многовековой путь чело вечества от первобытно-родового строя к цивилизации. Есть еще один весьма важный аспект изображения «туземца» в книгах В Ар сеньева. В изображении писателя лучшие стороны национального облика героя, его нравственного и духовного мира восходят к общечеловеческим представлениям о доб ре, красоте, справедливости, имеющим под собой прежде всего трудовую основу То. что в герое вызывает уважение окружающих и заставляет забывать о его принадлеж ности к социально отсталому народу, свя зано, в первую очередь, с характером его «профессиональной» деятельности, с поло жением трудящегося человека. Именно благодаря своему трудолюбию, деловитости, мужеству, находчивости он так легко, есте ственно и полноправно входит в трудовой коллектив землепроходцев. Писатель отме чает органическую для этого человека по требность творить добро и быть полезным людям («надо кругом людям давай»), спо собность к самопожертвованию («он риско вал жизнью ради того, чтобы не рисковал ею я»), стихийный коллективизм и интер национализм, восходящий к морально-эти ческому кодексу первобытного коммунизма. «Первобытный коммунизм...— писал В Ар сеньев,—всегда квасной нитью проходил во всех его действиях Трудами своей охоты он одинаково делился со всеми соседями, независимо от национальности, и себе оставлял ровно столько, сколько давал дру гим». Заостряя внимание на тех сторонах жизненного уклада и национального харак тера малых народов, которыми они сопри касались с миром общечеловеческих чувств и устремлений, писатель тем самым разру шал ложное мнение о существовании не преодолимой стены между разными народа ми. о якобы фатальной неспособности социально отсталых народов включиться в исторический процесс современности. Объективный смысл книг В Арсеньева со стоял в утверждении готовности гольдов, удэге, орочей и других народов Уссурий ского края к духовному и экономическому развитию наравне с другими народами, в признании их способности включиться в общий процесс строительства новой жизни. Если В. Шишков, Ис. Гольдберг. В Ар сеньев в 20 -е годы еще не затрагивают су щества новой жизни малых народов Сиби ри, то такие писатели, как А Сорокин, К Урманов, Р Фраерман. обращаются к изобоажению инонациональной действи тельности уже главным образом в связи с важнейшими событиями эпохи —револю цией и гражданской войной Для Кондратия Ур.манова обращение к «киргизской» теме (киргизами тогда назы вали и казахов) было определено обшей художественной задачей изобоажения «гнев ных лет» колчаковщины в Сибири В 1922— 23 гг. в журнале «Сибирские огни» появи лись его рассказы «Аокан» и «Красные бу сы». посвященные изображению жизненных судеб кочевых казахов в годы революции и гражданской войны. Неизвестно, как бы сложилась сульба Омара —героя рассказа «Красные 6 усы »; может быть, так и проходил бы всю жизнь в пастухах у бая Абакира. мечтая о его красивой дочке Бийбал, если б не обрушил ся на сонную степь грозный шквал рево люции. Доверчивые и наивные дети приро ды оказываются невольно вовлеченными в бурный водоворот событий Писатель стре мится показать глубокий драматизм судь бы степняков, растерявшихся под напором социально-противоречивых сил н не способ ных разобраться в их сложной расстановке. В силу этого они непсдко становятся сле пым орудием в осуществлении преступных планов белогвардейшины, сами превращаясь в бессмысленную жеотву ее этой воли Так случилось и с Омаром, детскую неискушен ность и непосредственность котооого колча ковцы не побрезговали использовать в сво их нечистых интересах «В тором копя за зел°ной степной далью погасло солнце, к Оману приехал русский, переодетый в киргизскую одежду... А ночью разожгли сухой кизяк, кипятили в солдатском котел ке чай привезенный русским, и неожидан ный гость, как мог. пытался паетотковать казахскому папню смысл происходящего: «О дну войну начали, теперь друга началась промежду свочмя.. Мы —коасные. больше вики- все мужики . пабо"ир —своим го-Фом котопы. а они —белы: ойтцера там разные, генералы, господа —«тюре», по-вашему...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2