Сибирские огни № 12 - 1972
гябрьскон революции уже располагали соб ственными. Х01Я и очень немногочисленны ми. писательскими силами, и тема бурят ской, якутской действительности осваива лась самими национальными литературами. Что же касается малых народов Сибири, го до Октября у них не было ни своей пись менности. ни, следовательно, литературы, и до той поры, пока эти народы не обрели собственного голоса, пока не выросли у них свои кадры творческих работников, ве ликую миссию выражать их интересы » ео- »етской литературе взяли на себя русские писатели. Однако была и другая причина той готов ности, с которой русские писатели обраща лись к жизни малых народов Сибири Осо бая притягательность этой темы заключа лась в необычайной глубине проблемности, которую приобрела она после Октября. Ко нечно. советского писателя привлекала и новизна, и свежесть, и полнейшая нетрону тость материала, предоставляемого жизнью малых народов, но главное, чем все-таки приковывал он к себе творческое внима ние,—это возможность поставить такие про блемы, которые были исполнены не только большого художественного, но и социально- исторического и философского смысла Об ращение к теме малых народов, живших, по выражению А. М. Горького, до Октября «безвестно» и «немо» и при других услови ях обреченных на гибель, давало советско му писателю возможность с особой силой зыявить огромную жизнедеятельную силу Октябрьской революции и вскрыть гумани стическую природу социалистического строя, не делающего выбора между народами и каждому из них открывающего равные перспективы исторического развития. Опыт работы русских советских писате лей Сибири над инонациональным материа лом весьма богат и разнообразен и имеет свои неповторимые особенности в каждом лз периодов развития советского общества л советской литературы. Уже в 20-е годы советские писатели про демонстрировали способность к разнообра зию и многогранности творческих подходов в изображении инонациональной действи тельности. Так, если И. Гольдберг и В Шиш ков по-прежнему делали акцент на прошлом сибирских народов, на «мрачном и беспро светном существовании заброшенных на край света туземцев» (И. Гольдберг), на обличении безудержного хищничества рус ских купцов и произвола властей по отно шению к доверчивым и беззащитным «де тям природы», то. при всей насыщенности социальной проблематикой, книги В Ар сеньева привлекают прежде всего глубиной своего позитивного содержания, своим жиз неутверждающим пафосом. Главное внимание писателя сосредоточе но на воссоздании во всей полноте и истин ности национального характера «туземца», на воспроизведении своеобразия его нрав ственного мира, его духовного облика, пси хологии. В центре его книг оказалась не широкая картина инонациональной жизни, а один человеческий характер, обрисованный глубоко, всесторонне, исследованный до тонкости, до мельчайших нюансов и черто чек, представленный с огромной силою жиз ненной убедительности. Образ Дерсу Узала обстоятельно про анализирован советским литературоведени ем1. и нет необходимости еще раз останав ливаться на его характеристике. Здесь важ нее указать на некоторые основные прин ципы изображения инонационального ха рактера ь. Арсеньевым, плодотворно ска завшиеся на дальнейшем развитии совет ской литературы и получившие продолже ние в творчестве А. Фадеева, Р. Фраерма- на. Т. Семушкина, А. Коптелова, Н. Шун- дика, Г. Федосеева. Образ Дерсу Узала создавался на осно ве стройной и продуманной концепции, явившейся определенным ответом автора на острый для России «инородческий» во прос. Гуманизм и интернационализм, совер шенное отсутствие у писателя какого-либо национального высокомерия или превосход ства по отношению к народам, стоявшим на более низших ступенях общественного раз вития.— вот основные слагаемые этой кон цепции Представитель одного из многих сибирских народов — гольд Дерсу Узала — нарисован так, что читатель постоянно чув ствует любовь писателя к своему герою, подлинное уважение к его личности, при знание своеобразия и богатства его жиз ненного опыта, незаурядность ума, красоты внутреннего мира. Человеческая индиви дуальность Дерсу Узала с особой силой проявляется в органически присущем ему чувстве Природы, в потрясающей город ского человека глубине понимания ее, слит ности и нераздельности с ней. Именно из этой органической близости Дерсу Узала к миру Природы и выводил В. Арсеньев его душевную чистоту, незлобивость, бескорыст ность. абсолютную освобожденность от эго изма. расчета и собственничества. «Рань ше,—говорит писатель,—я думал, что эго изм особенно свойствен дикому человеку, а чувство гуманности. человеколюбия и внимания к чужому интересу присуще только европейцам Не ошибся ли я?» И чем больше автор остается со своим героем, тем глубже убеждается в своей ошибке: «Этот дикарь был гораздо человечнее, чем я... Отчего же у людей, живущих в городах, это хорошее чувство, это внимание к чужим интересам заглохло, а оно, несомненно, бы ло ранее?» (В. Арсеньев. По Уссурийской тайге. М.. 1934 стр. 52) Образ человека, каким был дикий гольд Дерсу Узала, сего «прямотой характера и добродушием», да 1 См.: М. К. А з а д о в с к и й . «В. К, Арсень ев. Критико-биографический очерк». М.. 1956; Н. Рогаль. «В. К. Арсеньев». Хабаровск, 1947; Н. Е. Кабанов. «В К. Арсеньев». Ч.. 1947; В. Г. Пузырев. «Проблема жанра, традиций и новаторства в творчестве В. К. Арсеньева», «Ученые записки Ульяновского пединститута», Ульяновск, 1969.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2