Сибирские огни № 12 - 1972

К РИ ТИ К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Л. ЯКИМОВА Больш ая судьба м а л ы х н а р о д о в Сегодня, когда прошло пятьдесят лет со времени образования СССР, нерушимая дружба советских народов воспринимается как нечто настолько естественное и орга­ ничное для нашей жизни, что порою как-то даже забывается о сложности пути, который привел к возникновению новой исторической общности людей — советского народа. По­ рой кажется, что Союз Советских Со­ циалистических Республик возник с первых дней Октябрьской революции, а ведь толь­ ко через пять лет, в 1922 году, произошло объединение советских республик. И по­ требовались еще долгие годы национально­ го строительства, прежде чем можно было сказать, что «всемирная история еще никог­ да не видела во взаимоотношениях десят­ ков наций и народностей столь нерушимого единства интересов и целей, воли и дейст­ вия, такого духовного родства, доверия и взаимной заботы, какие постоянно прояв­ ляются в нашем братском союзе» (Поста­ новление ЦК КПСС о подготовке к 50-ле- гию образования СССР). Чтобы убедить народы в необходимости такого союза, на­ до было завоевать доверие тех, кого угне­ тала царская Россия, кого дискриминиро­ вали, опираясь на утвержденные Алек­ сандром Вторым «правила об инородцах». Советская литература, с первых своих шагов заявившая о себе как литература подлинного гуманизма и интернационализ­ ма, правдиво отразила разные этапы этого сложного пути к созданию новой социаль­ но-исторической общности людей. Процесс становления национального характера, рож­ дения и закрепления в нем новых качеств советского человека был в центре устрем­ лений не только каждой отдельно взятой национальной литературы, но постоянно привлекал к себе пристальное внимание и большого числа русских писателей — A. Фадеева, Н. Тихонова, Вс. Иваном, М. Пришвина, В. Лидина, Т. Семушкина, Р. Фраермана, Б. Лапина, 10. Либединско- го, Б. Горбатова, Э. Грина, И. Меньшикова, Вс. Лебедева, Н. Шундика, Н. Максимова, Н. Задорнова, М. Ошарова, А. Коптелова, Г. Федосеева и многих других. Для развития русской литературы Сиби­ ри исключительно важное значение всегда имела инонациональная тема — изображение жизни, создание характера человека из дру­ гого народа, другой национальности, прожи­ вающей в Сибири. Начало разработке этой темы было положено еще декабристами, позднее она нашла отражение в творчестве B. Короленко, В. Серошевского, В. Тана-Бо­ гораза. В дореволюционную пору изображе­ нию жизни коренных народов Сибири посвя­ тили многие свои произведения В. Шишков («Пасынки», «Чуйские были», «Помолились»), Г. Гребенщиков («Ханство Батырбека»), А. Новоселов («Лицо моей родины», «Исиш- кина мечта»), А. Сорокин («Печальная пес­ ня Ачара», «Песни Айдалана», «Примити­ вы») и др. Пафос глубокого гуманизма, со­ чувствия к бедственному положению «ино­ родцев» и резкого обличения того строя жизни, который обрекал их на безвестность и вымирание,—все эти аспекты раскрытия инонациональной темы были приняты и писа­ телями советского времени. Вместе с тем, под их пером раскрылась не только судьба больших национальных массивов, но и не­ тронутая целина жизни таких малоизвестных народностей и племен, как алтайцы (ойро­ ты), эвенки (тунгусы), нанайцы (гольды) нивхи (гиляки), удэге, газы, ненцы, чукчи, юкагиры и т. д. Частичное объяснение это­ го пристального внимания русских писате­ лей к жизни малых народов надо искать » том, что большие национальности Сибири (буряты, якуты) ко времени Великой Ок-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2