Сибирские огни № 12 - 1972
К РИ ТИ К А И Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я Л. ЯКИМОВА Больш ая судьба м а л ы х н а р о д о в Сегодня, когда прошло пятьдесят лет со времени образования СССР, нерушимая дружба советских народов воспринимается как нечто настолько естественное и орга ничное для нашей жизни, что порою как-то даже забывается о сложности пути, который привел к возникновению новой исторической общности людей — советского народа. По рой кажется, что Союз Советских Со циалистических Республик возник с первых дней Октябрьской революции, а ведь толь ко через пять лет, в 1922 году, произошло объединение советских республик. И по требовались еще долгие годы национально го строительства, прежде чем можно было сказать, что «всемирная история еще никог да не видела во взаимоотношениях десят ков наций и народностей столь нерушимого единства интересов и целей, воли и дейст вия, такого духовного родства, доверия и взаимной заботы, какие постоянно прояв ляются в нашем братском союзе» (Поста новление ЦК КПСС о подготовке к 50-ле- гию образования СССР). Чтобы убедить народы в необходимости такого союза, на до было завоевать доверие тех, кого угне тала царская Россия, кого дискриминиро вали, опираясь на утвержденные Алек сандром Вторым «правила об инородцах». Советская литература, с первых своих шагов заявившая о себе как литература подлинного гуманизма и интернационализ ма, правдиво отразила разные этапы этого сложного пути к созданию новой социаль но-исторической общности людей. Процесс становления национального характера, рож дения и закрепления в нем новых качеств советского человека был в центре устрем лений не только каждой отдельно взятой национальной литературы, но постоянно привлекал к себе пристальное внимание и большого числа русских писателей — A. Фадеева, Н. Тихонова, Вс. Иваном, М. Пришвина, В. Лидина, Т. Семушкина, Р. Фраермана, Б. Лапина, 10. Либединско- го, Б. Горбатова, Э. Грина, И. Меньшикова, Вс. Лебедева, Н. Шундика, Н. Максимова, Н. Задорнова, М. Ошарова, А. Коптелова, Г. Федосеева и многих других. Для развития русской литературы Сиби ри исключительно важное значение всегда имела инонациональная тема — изображение жизни, создание характера человека из дру гого народа, другой национальности, прожи вающей в Сибири. Начало разработке этой темы было положено еще декабристами, позднее она нашла отражение в творчестве B. Короленко, В. Серошевского, В. Тана-Бо гораза. В дореволюционную пору изображе нию жизни коренных народов Сибири посвя тили многие свои произведения В. Шишков («Пасынки», «Чуйские были», «Помолились»), Г. Гребенщиков («Ханство Батырбека»), А. Новоселов («Лицо моей родины», «Исиш- кина мечта»), А. Сорокин («Печальная пес ня Ачара», «Песни Айдалана», «Примити вы») и др. Пафос глубокого гуманизма, со чувствия к бедственному положению «ино родцев» и резкого обличения того строя жизни, который обрекал их на безвестность и вымирание,—все эти аспекты раскрытия инонациональной темы были приняты и писа телями советского времени. Вместе с тем, под их пером раскрылась не только судьба больших национальных массивов, но и не тронутая целина жизни таких малоизвестных народностей и племен, как алтайцы (ойро ты), эвенки (тунгусы), нанайцы (гольды) нивхи (гиляки), удэге, газы, ненцы, чукчи, юкагиры и т. д. Частичное объяснение это го пристального внимания русских писате лей к жизни малых народов надо искать » том, что большие национальности Сибири (буряты, якуты) ко времени Великой Ок-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2