Сибирские огни № 12 - 1972
дощечку, бондарную клепку, штукатурную дрань, брусчатые срубы для двухквартир ных домов, бочкотару, топорища, штакетник для заборов... Но особое значение имеет лесохимиче ское производство —смола, скипидар, де готь, древесный уголь. Кто-нибудь несведущий снисходительно усмехнется: «Смола? Древесный уголь? Ко му это нужно в наш век полимеров и стали?» А вот однажды ехали мы на поезде из Новосибирска в Кузбасс. Как водится в до роге —захотелось чайку. Проводница же говорит: «Извините, чайку не будет — углем не обеспечили». Оказывается, кипятильники в поездах нагреваются древесным углем. Именно древесным, каменный не годит с я— от него засоряются какие-то там тру бочки. И как раз Казанка-то и поставляет дре весный уголь Западно-Сибирской дороге. Любителям шашлыков известно, что мя со жарят только на березовом угле. Опять- таки наша Казанка снабжает новосибирский общепит этим дефицитным топливом. Наконец, уголь из Казанки идет в ме таллургическую промышленность —он не обходим для выплавки особо высококачест венного металла. Скипидар нужен многим — от аптекаря до живописца. В смоле нуждается резиновая промыш ленность. Важно отметить, что в лесохимию идет только неделовой лес, правильнее даже ска зать— отходы лесного хозяйства: старые полусгнившие осины, вершины берез и пни, простоявшие много лет. С виду это производство несложное, да же в чем-то примитивное: в землю вкопа ны большие котлы, под ними — печи; от котлов идут стоки, по которым течет смо ла. Никаких тебе приборов, никаких там рубильников, штекеров, транспортеров... Но, оказывается, дело это требует сноровки, на выка и чутья, что ли. Мастер Минулла Губайдуллин говорит с нескрываемым чувством собственного досто инства- — В соседнем леспромхозе тоже пробо вали гнать смолу — не получается у них. А у нас нормально идет. — Секрет знаете? — Какой такой может быть секрет в простой работе? —тонко улыбается Губай дуллин.— Пожалуйста смотри сколько хо чешь. Все на виду. Учись, если нравится. — Вы сами давно лесохимией занимае тесь? — Ой, давно! Уж и не вспомню, сколь ко лет Видишь, совсем поседел на этой ра боте. Работа черная, а голова белая... Я так думаю: тут все вовремя делать надо — во время заложить, вовремя открыть. Чуть- чуть не додержал — и не тот сорт. Часов, между прочим, при нем не было. Нет, не зря говорят — это самое «чуть-чуть» составляет основу любого искусства. * * • По таежным ухабистым дорогам натуж но тянут груз мощные лесовозы. За пят надцать, за двадцать, за тридцать километ ров в любую погоду, в дождь и в пургу едут и едут к прожорливой пилораме ог- ромные бревна. В лесном хозяйстве все нелегко. Но труд водителей лесовозов особенно тяжел. И они, эти шоферы, люди серьезные, понимают, что от них зависит бесперебойный ритм всего цеха. К ним относятся с уважением. Большие портреты Василия Дмитриенко, Хабибрах- мана Бикмухамедова (портреты, написан ные новосибирскими художниками) висят на почетном месте — в зрительном зале сельского клуба. ...Иду по глухой лесной дороге. Меня догоняет огромный, видавший виды, изряд но помятый желтый лесовоз. Хабибрахман Бикм.ухамедов останавливает машину, от крывает дверцу: — Садись, подвезу!.. Хабибрахман — невысокого роста, плотно сбитый; его фигура чем-то похожа на креп ко сжатый кулак. Пока едем по лесу — разговоривает мало и неохотно. Шоферу здесь ничуть не легче, в смысле безопас ности движения, чем на городском асфаль те. В тайге нужна величайшая осторож ность, собранность. Дорога извилиста, на нее выползают толстые корни; неповорот ливую машину покачивает из стороны в сторону... Зазеваешься — и с маху нанесет тебя на кряжистое дерево, либо застрянешь в глубокой дождевой луже. И только когда выезжаем на открытое место, где дорога становится более или менее ровной, мы начинаем помаленьку ра> говаривать о том, о сем... Я спрашиваю, как поживает семья Хаби- брахмана. — Ничего, все в порядке. Жена — хозяй ка хорошая, значит, дома все нормальна. — Жена работает? — Дома работает. Там тоже дел хва тает— целый день будешь крутиться, всего не переделаешь. Она раньше работала на производстве. А теперь мы посчитали, при кинули— видим, что живем не хуже людей; моего заработка вполне хватает, чтобы семью обеспечить... — Сколько же у вас получается в ме сяц? — Рублей двести пятьдесят. Иногда 1 побольше. Ну, работа —сам видишь, за ба ранкой не подремлешь. За смену по тайге делаешь сто двадцать километров. Дума ешь, легко?.. А ты что же, хочешь, чтобы даром деньги давали? Опять нас обступают деревья, шофер умолкает. Взгляд его становится напряжен ным, туловище наклоняется вперед. Кажет ся. что человек хочет физически помочь ма шине... Трудно в тайге.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2