Сибирские огни № 12 - 1972
друга за дело и уважают... Вот, если бы одни богатели за счет других, если бы од ни работали, а другие лодырничали —тог да, конечно, были бы ссоры и драки. Тогда нам кричали бы «эй вы, татары!», а мы кричали бы «эй вы, русские!». А при Со ветской власти — никакой разницы! Да вот хотя бы —Юрт-Акбалык. Сейчас это отде ление Новотроицкого совхоза. А раньше ■был колхоз «Победа коммунизма». Так вот в том колхозе работали представители сем надцати национальностей: русские, татары, латыши, чуваши, башкиры, эстонцы, украин цы, белорусы, казахи.. Всех и не упомнишь. Между собой замечательно жили! Вместе трудились, вместе гуляли, вместе учились... Преподавание в здешней школе тогда велось на татарском языке. Помню, как бурно проходил в Юрт-Акбалыке сельский сход по крайне важному вопросу. «Пусть все предметы ведутся на русском языке!» — заявили жители деревни. За это предложе ние было подавляющее большинство участ ников схода. Правда, были и противники, они говорили: — В школе дети будут говорить по-рус ски, а дома по-татарски. Чему же они тог да научатся, какому языку? Трудно будет детишкам! Тогдашний директор школы — коммунист Ибрагим Юнусов ответил: — Да, мы дома меж собой говорим по- татарски. Но живем-то мы все в России. Зачем же ребят искусственно отгораживать ■от русской культуры, лишать их возможно сти в совершенстве овладеть великим рус ским языком? Тому, кто с детства, в своей семье, говорит по-татарски, тому не трудно будет прочитать книги Тукая или Мусы Джалиля. Но как же он сможет на одних лишь уроках русского в полной мере овла деть богатством поэзии Пушкина и Лермон това, проникнуть в мысли Толстого и Че хова, великих классиков мировой литерату ры, изданных на русском языке?.. Жизнь показала, что директор школы был прав. Ибрагим Юнусов состарился, ра- ■ботает сейчас в Юрт-Акбалыке библиотека рем. С гордостью он показывает мне об ширные списки читателей и невероятно за читанные книги Пушкина, Толстого, Шоло хова, Федина, Флобера, Фейхтвангера... И не менее зачитанные тома, изданные в Каза ни,—Шарифа Камала, Фатиха Амирхана, Тукая, Джалиля.... Уроженец здешних мест, большой их зна ток— секретарь Колыванского райкома КПСС Виктор Михайлович Ноздрюхин ска зал мне: — Деревни лучше, чем Казанка, в райо не сегодня, пожалуй, не сыщешь. Крепко живут, богато и культурно. Но и работать умеют! Да, это так. Жители Казанки на всю округу славятся трудолюбием и мастерст вом. В каждой деревне есть свои собствен ные плотники, свой печник, а поди ж ты, если кому в том же Юрт-Акбалыке пришла нужда дом ставить или печь класть, то он не к своим мастерам обращается, а к казан ским —лучше сделают и быстрее. ...Итак, начиналась Казанка «от нуля» — от низких землянок посреди болотистого леса. А как же выглядит она сегодня? Че го достигла? КаЗанка —сплошь деревянная. Летним вечером, при закате солнца она кажется мне особенно красивой: крепкие сосновые избы отсвечивают золотом. Из современных строительных материа лов здесь используется, пожалуй, только шифер для кровли. Впрочем, шиферных крыш не так-то уж много; в основном —те совые. В центре деревни — клуб, магазин, сто ловая («Ашхана»— написано по-татарски). На окраине большая школа, прекрасный дом-общежитие для учителей. Все эти зда ния — из соснового бруса; построены лю бовно, как говорится, «для себя». В конце главной улицы раскинулись про изводственные постройки, ремонтная мастер ская, склад готовой продукции. С 1963 года все это стало называться «Цех шир потреба Колыванского лесхоза». При современном развитии техники здешнее производство выглядит скромно. Никаких тут тебе поточных линий, никакой автоматики. Ну, разве что — копировальный станок для изготовления топорищ. Много вато ручного труда. Разумеется, в недалекой перспективе все производство будет переоборудовано корен ным образом; имеется план реорганизации цеха, строительства новых корпусов. Но... Во-первых, учтите: Казанка — цех лесхо за, а не леспромхоза. Это большая разни ца! Попросту говоря, лесхоз не располага ет такими средствами, как лесопромышлен ное хозяйство; финансовые накопления здесь относительно невелики... Во-вторых — из разговоров с различными начальниками мне показалось, что они не больно-то спешат с реорганизацией этого цеха ширпотреба. И тут, знаете ли, есть свой резон. Применять комплексную меха низацию, автоматизацию имеет смысл лишь тогда, когда налицо неограниченные запасы сырья и — главное! — потребность в высво бождении рабочей силы. Сырьевые ресурсы в лесном хозяйстве — пусть даже в интенсивном — все же имеют какие-то видимые пределы. Колыванский лесхоз занимается не сведением лесов, а как раз наоборот — сохранением и выращи ванием. К тому же, если в результате автомати зации высвободятся десятки рабочих, то есть местных жителей, то им, что же, искать работу в городе?.. Но это уже раз говор на другую тему. • * * Как-то раз один давнишний мой прия тель (в ту пору он был директором сов хоза) сказал удивленно:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2