Сибирские огни № 12 - 1972

ЮРИЙ МАГАЛИФ На берегу Уени Течет по Новосибирской области, рядом с Обью, невероятно извилистая и очень по­ этичная речка Уень. Склонившийся над нею тальник образует длинные зеленые коридо­ ры. Плывешь себе в обласке по такому ко­ ридору, любуешься всей этой красотой, спо­ койно думаешь, вспоминаешь... Хорошо! А думается мне сейчас вот о чем. Двад­ цать одно лето я провел здесь. Природа, вроде бы, осталась неизменной —та же ре­ ка с мелькающими над ней стремительными в полете зимородками, те же дремучие при­ брежные заросли, тот же синеющий поодаль бор... Но как решительно и быстро меня­ ется жизнь людей на этих берегах! Вот недавно опять приезжали ученые- этнографы из Томского университета: они чуть ли не каждый год навещают наши де­ ревни —Юрт-Акбалык. Ору, Казанку. Жа­ луются этнографы' не осталось почти нико­ го. кто бы помнил старинные обычаи и об­ ряды, прабабушкиных нарядов не сохрани­ лось Понимаю—трудно этнографам, трудно... Но мне кажется, что в здешних местах более эффективными будут не этнографиче­ ские, а социологические исследования. Меж­ ду тем социологи сюда еще не забирались. Жаль! Им тут было бы на что посмотреть, над чем поразмыслить. Взять хотя бы Казанку — небольшую де­ ревушку в таежном северо-восточном углу Колыванского района. По делам службы десятки людей приез­ жают сюда из ближних и дальних мест. Потолкутся в конторе, потом в цехе, за­ глянут в магазин и уедут. Иной скажет: «Смотри-ка. избы у них какие крепкие!». Другой возразит- «Что удивительного — в лесу живут!» Но приглядеться бы чуть повниматель­ нее... Вот дедушка в залоснившейся татарской тюбетейке вытесывает шест для телевизион­ ной антенны. Вот девчонки загоняют во двор корову; она протискивается в ворота, стараясь не задеть холодный бок новенького хозяйского автомобиля. Вот Абдулла Якупов. Он парторг, депу­ тат райсовета. Он же (этнографы, внима­ ние!) —замечательный знаток и исполни­ тель старинных национальных песен. Здесь, в Казанке, вы можете увидеть современную живопись и допотопную дере­ вянную прялку. Здесь с одинаковым пониманием толку­ ют о достоинствах клевера и о «тринадца­ той зарплате». И. наконец, особенно симпатичная и сим­ птоматичная черта: молодежь не слишком- то стремится уехать в город из этой дерев­ ни. Население здесь, представьте себе, по­ стоянно увеличивается! * * * На карте Западной Сибири рассыпано довольно много маленьких точек с назва­ нием «Казанка», «Казанский» или даже «Казань». Казань — в Сибири? Откуда? С каких пор? Откуда? С Поволжья. С каких пор? С двадцатых подов. Страшный голод в тот безурожайный год привел в Сибирь переселенцев из Та­ тарии Места здесь привольные земли пло­ дородные. И еше такое немаловажное об­ стоятельство: испокон века в Сибири су­ ществовали татарские селения Естественно, что люди искали общности языка, обычаев (а в ту пору—еще и вероисповедания). Однако не все оказалось просто. ...Эти свои заметки я пишу в Юрт-Акба- лыке — в деревне, что стоит на самом бере­ гу Уеня, в семи километрах от Казанки. (Орт-Акбалык —стариннейшее поселение си­ бирских татар. Историки полагают, что та

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2