Сибирские огни № 12 - 1972
ЮРИЙ МАГАЛИФ На берегу Уени Течет по Новосибирской области, рядом с Обью, невероятно извилистая и очень по этичная речка Уень. Склонившийся над нею тальник образует длинные зеленые коридо ры. Плывешь себе в обласке по такому ко ридору, любуешься всей этой красотой, спо койно думаешь, вспоминаешь... Хорошо! А думается мне сейчас вот о чем. Двад цать одно лето я провел здесь. Природа, вроде бы, осталась неизменной —та же ре ка с мелькающими над ней стремительными в полете зимородками, те же дремучие при брежные заросли, тот же синеющий поодаль бор... Но как решительно и быстро меня ется жизнь людей на этих берегах! Вот недавно опять приезжали ученые- этнографы из Томского университета: они чуть ли не каждый год навещают наши де ревни —Юрт-Акбалык. Ору, Казанку. Жа луются этнографы' не осталось почти нико го. кто бы помнил старинные обычаи и об ряды, прабабушкиных нарядов не сохрани лось Понимаю—трудно этнографам, трудно... Но мне кажется, что в здешних местах более эффективными будут не этнографиче ские, а социологические исследования. Меж ду тем социологи сюда еще не забирались. Жаль! Им тут было бы на что посмотреть, над чем поразмыслить. Взять хотя бы Казанку — небольшую де ревушку в таежном северо-восточном углу Колыванского района. По делам службы десятки людей приез жают сюда из ближних и дальних мест. Потолкутся в конторе, потом в цехе, за глянут в магазин и уедут. Иной скажет: «Смотри-ка. избы у них какие крепкие!». Другой возразит- «Что удивительного — в лесу живут!» Но приглядеться бы чуть повниматель нее... Вот дедушка в залоснившейся татарской тюбетейке вытесывает шест для телевизион ной антенны. Вот девчонки загоняют во двор корову; она протискивается в ворота, стараясь не задеть холодный бок новенького хозяйского автомобиля. Вот Абдулла Якупов. Он парторг, депу тат райсовета. Он же (этнографы, внима ние!) —замечательный знаток и исполни тель старинных национальных песен. Здесь, в Казанке, вы можете увидеть современную живопись и допотопную дере вянную прялку. Здесь с одинаковым пониманием толку ют о достоинствах клевера и о «тринадца той зарплате». И. наконец, особенно симпатичная и сим птоматичная черта: молодежь не слишком- то стремится уехать в город из этой дерев ни. Население здесь, представьте себе, по стоянно увеличивается! * * * На карте Западной Сибири рассыпано довольно много маленьких точек с назва нием «Казанка», «Казанский» или даже «Казань». Казань — в Сибири? Откуда? С каких пор? Откуда? С Поволжья. С каких пор? С двадцатых подов. Страшный голод в тот безурожайный год привел в Сибирь переселенцев из Та тарии Места здесь привольные земли пло дородные. И еше такое немаловажное об стоятельство: испокон века в Сибири су ществовали татарские селения Естественно, что люди искали общности языка, обычаев (а в ту пору—еще и вероисповедания). Однако не все оказалось просто. ...Эти свои заметки я пишу в Юрт-Акба- лыке — в деревне, что стоит на самом бере гу Уеня, в семи километрах от Казанки. (Орт-Акбалык —стариннейшее поселение си бирских татар. Историки полагают, что та
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2