Сибирские огни № 12 - 1972

больше всего, пожалуй, соревновались за то, чтобы кто-либо с какой-нибудь стороны «не подвел», «не испортил настроение». И вдруг, в самый разгар веселья оборва­ лась песня, и вся «украинская» сторона бросилась в прихожую. Послышались воз­ гласы. «Мукаш пришел! Мукаш пришел!» Я увидел заключенного в объятия нашего старого знакомого Мукаша. Он постарел, голова и борода поседели. Растроганный такой радушной встречей, он обнимал отца и. не сдерживая слез, говорил ему: «Ой, Пабло, слава богу, ты живой! Слава богу!» Потом долго пытался опознавать, «кто чей сын» Его усадили за стол. Отец взял в ру­ ки гармонь и спел для Мукаша песню на казахском языке. А потом шугя спросил: «Может, поборемся?». — Ой, нет, Пабло, старики мы с тобой. Слава богу, ты живой! Да, жив остался мой отец. Он и сегод­ ня бывает весел, как и прежде, хотя на ис­ ходе седьмой десяток. А ведь могло быть... Одним словом, когда отец под Москвой по­ лучил сквозное пулевое ранение в грудь, спас его от смерти татарин. Он сам был ранен в ногу, но не бросил отца, доташил товарища до медсанбата по танковой ко­ лее... В нашей маленькой деревушке перед войной и после войны стали поселяться русские, татары, немцы, цыгане. Первые го­ ды после войны председателем колхоза был русский, коммунист Ефим Яковлевич Пота­ пов. человек кристальной честности, совест­ ливый и заботливый, только чрезмерно без­ различный к собственному благополучию. У него была большая семья, и надо при­ знаться. она нередко терпела нужду из-за последнего качества Ефима Яковлевича. Но у байдановиев были внимательные глаза и добрые сердца. Помню, после войны хатен­ ка Потаповых совсем обветшала и в ней опасно было оставаться жить. А хозяину все недосуг за колхозными делами строить новую. И тогда байдановские мужчины, ко­ торых ой как мало вернулось с войны, ве­ черами стали строить новую избу для семьи председателя... После Ефим Яковлевич стал председателем другого колхоза, в нашем же. Таврическом районе. Хорошо вел он и новое хозяйство. Несколько лет назад о нем был очерк в областной газете. Но са­ мая высокая награда для него, мне думает­ ся, в том, что бывшие байдановиы. живу­ щие теперь в разных селах, всегда добрым словом поминают Ефима Яковлевича, ста­ вят его в пример другим. А как мы гордились, что именно V нас, а не в другой деревне, стали жить цыгане по фамилии Гнучие, прекрасные кузнецы, пев­ цы и музыканты. Миша Гнучий научил мно­ гих наших ребят играть на гитаре и бала­ лайке. научил плясать «цыганочку». И поныне мно! не байдановиы благодар­ ны за большую науку бывшему бригадиру тракторной бригады немцу Александру Шварцу. Был такой случай во время войны. На двух «колесных» тракторах тогда оста­ лись работать подростки да девчонки. Зап­ частей не было. «Поплавятся» подшипни­ ки — простой дня три. И вот однажды на одном из тракторов вышло из строя магнето Значит —простой. Подростки решили «спасти» положение. Ночью они поехали верхом на лошадях в тракторную бригаду соседнего колхоза, сня­ ли на тракторе исправное магнето, а на его место поставили свое, неисправное. Верну­ лись в бригаду и не вытерпели, чтобы не похвалиться перед бригадиром своей наход­ чивостью и ловкостью. И тогда Александр Шварц сказал им — Как вам не бессовестно сказать мне это?! Я вам не буду разрешать работать на ворованный махнет. Ехайте опратно, отве­ зите этот и привезите свой махнет. И что­ бы я больше не слыхаль и не видаль та­ кого! Все! У меня больше нет слева... Тогда ребята удивились и огорчились от­ сутствием у бригадира «чувства патриотиз­ ма». Но теперь мой старший брат Петр, один из участников того «патриотического» предприятия, говорит: «Вот это был чело­ век! Вот это было сознание, вот это мо­ раль!» В наших отношениях с казахами, немца­ ми. цыганами было много комического, тро­ гательного, рожденного столкновением раз­ ных языков, различных обычаев. Украинцы сразу же точно схватывали немецкий акцент и умели копировать каждого немца. Немцы умели копировать казахский акцент. Но де­ лалось все это беззлобно, уважительно. Для меня и сейчас остается загадкой такой парадокс. Немцы, приехавшие в Байданов- ку, немедленно стали осваивать украинский язык, казахи же не могли произнести на украинском ни одного слова, говорили толь­ ко по-русски, бывая у нас. И вдруг слы­ шим, как немец с казахом изъясняются на русском языке! Вот я выхожу на улицу — навстречу мне старик Уфильман. Сегодня какой-то празд­ ник. Я говорю ему: — С праздником, дядя Андрей! — И тебя туда же, Фанюшка! —отвеча­ ет старик, снимая кепку. Мог ли я на него обижаться за такой ответ? Ведь каждому ясно, что он хотел сказать: «И тебя с тем же!». А вот я рано утром выгоняю пасти ста­ до колхозных свиней. Мне бы еще поспать, но надо работать, а после обеда — в школу. Я взял с собой «Родную речь», усаживаюсь возле свинарника, с солнечной стороны. Свиньи спокойно шиплют молодой спорыш. Я наваливаюсь спиной на стенку, читаю. Потом думаю: почему бы мне не прилечь на бок. ведь свиньи все равно рядом 3 Укла­ дываюсь на старую, перепревшую соломку, лежа поглядываю на стадо Все хорошо, только кажется мне, что хряк Тарбалган озоровато косит глазом из-под обвислого уха Скажу, что хряков у нас зовут кну- рями Вот этот кнурь мне и не давал по­ коя. он, только зазеваюсь, мигом махнет в чей-нибудь огород и перекопает картошку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2