Сибирские огни № 12 - 1972
больше всего, пожалуй, соревновались за то, чтобы кто-либо с какой-нибудь стороны «не подвел», «не испортил настроение». И вдруг, в самый разгар веселья оборва лась песня, и вся «украинская» сторона бросилась в прихожую. Послышались воз гласы. «Мукаш пришел! Мукаш пришел!» Я увидел заключенного в объятия нашего старого знакомого Мукаша. Он постарел, голова и борода поседели. Растроганный такой радушной встречей, он обнимал отца и. не сдерживая слез, говорил ему: «Ой, Пабло, слава богу, ты живой! Слава богу!» Потом долго пытался опознавать, «кто чей сын» Его усадили за стол. Отец взял в ру ки гармонь и спел для Мукаша песню на казахском языке. А потом шугя спросил: «Может, поборемся?». — Ой, нет, Пабло, старики мы с тобой. Слава богу, ты живой! Да, жив остался мой отец. Он и сегод ня бывает весел, как и прежде, хотя на ис ходе седьмой десяток. А ведь могло быть... Одним словом, когда отец под Москвой по лучил сквозное пулевое ранение в грудь, спас его от смерти татарин. Он сам был ранен в ногу, но не бросил отца, доташил товарища до медсанбата по танковой ко лее... В нашей маленькой деревушке перед войной и после войны стали поселяться русские, татары, немцы, цыгане. Первые го ды после войны председателем колхоза был русский, коммунист Ефим Яковлевич Пота пов. человек кристальной честности, совест ливый и заботливый, только чрезмерно без различный к собственному благополучию. У него была большая семья, и надо при знаться. она нередко терпела нужду из-за последнего качества Ефима Яковлевича. Но у байдановиев были внимательные глаза и добрые сердца. Помню, после войны хатен ка Потаповых совсем обветшала и в ней опасно было оставаться жить. А хозяину все недосуг за колхозными делами строить новую. И тогда байдановские мужчины, ко торых ой как мало вернулось с войны, ве черами стали строить новую избу для семьи председателя... После Ефим Яковлевич стал председателем другого колхоза, в нашем же. Таврическом районе. Хорошо вел он и новое хозяйство. Несколько лет назад о нем был очерк в областной газете. Но са мая высокая награда для него, мне думает ся, в том, что бывшие байдановиы. живу щие теперь в разных селах, всегда добрым словом поминают Ефима Яковлевича, ста вят его в пример другим. А как мы гордились, что именно V нас, а не в другой деревне, стали жить цыгане по фамилии Гнучие, прекрасные кузнецы, пев цы и музыканты. Миша Гнучий научил мно гих наших ребят играть на гитаре и бала лайке. научил плясать «цыганочку». И поныне мно! не байдановиы благодар ны за большую науку бывшему бригадиру тракторной бригады немцу Александру Шварцу. Был такой случай во время войны. На двух «колесных» тракторах тогда оста лись работать подростки да девчонки. Зап частей не было. «Поплавятся» подшипни ки — простой дня три. И вот однажды на одном из тракторов вышло из строя магнето Значит —простой. Подростки решили «спасти» положение. Ночью они поехали верхом на лошадях в тракторную бригаду соседнего колхоза, сня ли на тракторе исправное магнето, а на его место поставили свое, неисправное. Верну лись в бригаду и не вытерпели, чтобы не похвалиться перед бригадиром своей наход чивостью и ловкостью. И тогда Александр Шварц сказал им — Как вам не бессовестно сказать мне это?! Я вам не буду разрешать работать на ворованный махнет. Ехайте опратно, отве зите этот и привезите свой махнет. И что бы я больше не слыхаль и не видаль та кого! Все! У меня больше нет слева... Тогда ребята удивились и огорчились от сутствием у бригадира «чувства патриотиз ма». Но теперь мой старший брат Петр, один из участников того «патриотического» предприятия, говорит: «Вот это был чело век! Вот это было сознание, вот это мо раль!» В наших отношениях с казахами, немца ми. цыганами было много комического, тро гательного, рожденного столкновением раз ных языков, различных обычаев. Украинцы сразу же точно схватывали немецкий акцент и умели копировать каждого немца. Немцы умели копировать казахский акцент. Но де лалось все это беззлобно, уважительно. Для меня и сейчас остается загадкой такой парадокс. Немцы, приехавшие в Байданов- ку, немедленно стали осваивать украинский язык, казахи же не могли произнести на украинском ни одного слова, говорили толь ко по-русски, бывая у нас. И вдруг слы шим, как немец с казахом изъясняются на русском языке! Вот я выхожу на улицу — навстречу мне старик Уфильман. Сегодня какой-то празд ник. Я говорю ему: — С праздником, дядя Андрей! — И тебя туда же, Фанюшка! —отвеча ет старик, снимая кепку. Мог ли я на него обижаться за такой ответ? Ведь каждому ясно, что он хотел сказать: «И тебя с тем же!». А вот я рано утром выгоняю пасти ста до колхозных свиней. Мне бы еще поспать, но надо работать, а после обеда — в школу. Я взял с собой «Родную речь», усаживаюсь возле свинарника, с солнечной стороны. Свиньи спокойно шиплют молодой спорыш. Я наваливаюсь спиной на стенку, читаю. Потом думаю: почему бы мне не прилечь на бок. ведь свиньи все равно рядом 3 Укла дываюсь на старую, перепревшую соломку, лежа поглядываю на стадо Все хорошо, только кажется мне, что хряк Тарбалган озоровато косит глазом из-под обвислого уха Скажу, что хряков у нас зовут кну- рями Вот этот кнурь мне и не давал по коя. он, только зазеваюсь, мигом махнет в чей-нибудь огород и перекопает картошку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2