Сибирские огни № 12 - 1972
ИВАН ЯГАН В семье вольной, новой... Исторические условия сделали нашу Си бирь краем, где наиболее ярко и своеоб разно проявляются связи и содружество многих национальностей. В нашей Омской области проживают, например, русские, украинцы, немцы, казахи, татары, чуваши, мордва, латыши, эстонцы и люди других на циональностей. Это уже коренные сибиря ки, если учесть, что корни они пустили в Сибирскую землю много десятков лет назад, они обосновались здесь прочно, навсегда В последние годы происходит заметное смешение, все реже встречаются обособлен ные, «чисто» русские, украинские, казахские, татарские села и деревни Как расценивать этот факт — грустить или радоваться? Луч ше спросить у самих людей. С исчезнове нием резкогр обособления ушли в историю такие печальные явления, как пренебрежи тельное отношение одного народа к друго му, различный уровень культуры Сегодняш ний сибирский казах, имеющий мотоцикл, телевизор, живущий в доме с газовой пли той, не будет сожалеть об исчезновении с лица земли тех аулов, которые еще сущест вовали в первые годы Советской власти, ко торые состояли из полутора-двух десятков землянок, низких, темных, продымленных. В каждой такой землянке жили не просто огромные семьи, а целые роды Никакого понятия о бане, о гигиене; трахома, чесот ка, цинга. Пища — одно мясо, изредка — пресные мучные лепешки или ширшики, вы сушенные на дерновой крыше землянки. В конце прошлого и в начале нашего века безземельные украинцы хлынули в Сибирь по «железке» Вначале посылали хо доков разузнать, правда ли, что за Уралом земля не пахана никем и не меряна А как удостоверились ходоки, что это действи тельно так, то домой возвращаться не ста ли, а написали письма полтавским, запо рожским, харьковским и кубанским беззе- мельцам: бросайте мол, вы свои, а заодно и наши тощие лоскуты и гайда сюда. Мой дед по материнской линии приехал из Полтавской губернии и поселился одним из первых на юге нынешнего Таврического района Это рукой подать до Казахстана. Угадал приехать к весне. Единственное, к чему он стремился, о чем мечтал —земля, нетронутая, ковыльная, лежала перед ним. Привез дед с собой пару захудалых во лов, плуг-букарь да немного семян для по сева Построил наскоро курень из дерна и начал пахать целину. Быки слабые, целина вековая, медленно дело идет. С утра до но чи ходит за плугом, руки искровавил, на легая на чапиги. Сил не хватало добираться на ночь до куреня, так и засыпал в степи, среди прошлогоднего ковыля, под высоким небом И вот однажды спит дед и слышит сквозь сон; где-то в стороне будто град проходит, глухой гул стоит. Открыл глаза — рассвет, небо чистое, а юризонт затянут се рой дымкой. Вгляделся —от горизонта дви жется живая лавина с блеянием и ржани ем. Показались трое всадников, скачут к деду В лисьих треухах, с раскосыми глаза ми. Что-то лопочут на непонятном языке, руками какие-то знаки кажул —не понима ет дед Ускакали назад, а вскоре верну лись уже вчетвером. Четвертый заговорил по-русски: — Драстий, хозяин! — Здорово, здорово! — Чиво делиим? — Видишь, землю пашу. Хлеб собира юсь сеять.. — Насапсем гут будешь? — Думаю, насовсем. Больше некуда и некогда. Всадники полопотали между собой, спе шились. сняли с одного из коней попону, расстелили на сухой траве, V самой бороз ды, отвязали от седла суму кожаную, вы нули из нее вареное мясо, глиняную бутыль и пригласили дела: — Давай будем махан кушать, кумыс пьем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2