Сибирские огни № 12 - 1972

труд». Ясно, что Соединенные Штаты никогда не отдадут нм эту территорию ни при каких условиях до тех пор, пока не сочтут по какой-либо причине, что им эту терри­ торию все равно не удержать, то есть до тех пор, пока Соединенные Штаты не осла­ беют как мировая держава. Если бы мусульмане получили Южные штаты, а они, кажется, именно этого и хотят, тогда границы враждебной Латинской Америки придвинулись бы, в сущности, к Мэриленду. Если же черные штаты будут располагаться на американских границах, выходящих к морю, то по одну сторону от нас будет бессильная Европа, по другую — ненадежный желтый Восток. На севере, за Канадой, будет только Аляска, которая является границей с Россией. Таким образом: белое население Соединенных Штатов и Канады окажется осажденным на враждебном континенте, а остальной мир белых на­ верняка не захочет, да и не сможет прийти к ним на помощь. Конечно, все эти воз­ можности не так уж реальны, но если б я был «мусульманином», я бы думал только об этом. Если б я был «мусульманином», я б не колеблясь пошел на самое крайнее обострение всех наших противоречий, я бы сделал все, чтобы до предела накалить об­ щественное и духовное недовольство, которое царит у нас сейчас. В конце концов, я бы просто потребовал полного разрушения нашего дома, дома, который я так нена­ вижу, и плевать, если вместе с ним погибну я сам. Мы гибнем здесь уже так давно! Ну, а о чем думали сидящие за столом? «Я пришел,—сказал Элайе,—чтобы дать вам то, чего уже никогда нельзя будет отнять». Как торжественно стало за сто­ лом, какой прекрасный свет озарил темные лица! Это «Слово» проникает на улицы, в дома, тюрьмы, в грязь и садизм психиатрических клиник, к людям, у которых отня­ ли все, вплоть до самого необходимого —чувства собственного достоинства. Люди не могут жить без этого чувства, они сделают все, чтобы вновь обрести его. Вот почему в любом обществе наиболее опасен тот, кому нечего терять. Не нужно десятка та­ ких —достаточно и одного. А Элайе (можно себе представить) терять нечего с того самого дня, когда он увидел, как вырвалась и хлынула кровь его отца. Как расска­ зывают, кровь эта сквозь листву дерева обрушилась на маленького Элайе... Настало время расставаться. Мы стояли, прощаясь в большой гостиной, а вокруг царила страшная и тяжелая атмосфера недоговоренности. У меня было такое чувство, словно я не выдержал какого-то испытания или не сумел заметить того сурового пре­ дупреждения, которое мне было высказано. Мы с Элайе пожали друг другу руки, и он спросил, куда я собираюсь идти. Они готовы были доставить меня в любое место, куда я только пожелаю. «Если мы приглашаем кого-то к себе,—сказал Элайе,— то, тем самым, берем на себя ответственность за жизнь этого человека, мы считаем себя обязанными защитить его от белых и доставить в целости и невредимости туда, куда он направляется». Я, по правде говоря, собирался выпить с несколькими «белыми дьяволами» на другом конце города. Признаюсь, немногим более секунды я колебался, дать ли им адрес — по нему в Чикаго, как и во всяком американском городе, можно определить, что это район, в котором живут белые. Но я все же назвал его; мы с Элайе вышли на крыльцо, а один из молодых людей исчез, чтобы привести машину. Было очень странно стоять с Элайе эти несколько мгновений, глядя на оживленную, яростную, полную стольких противоречивых проблем улицу. Я чувствовал, что духов­ но близок к нему, мне бы так хотелось любить его и чтить как свидетеля, как союз- кика, как отца. Мне казалось, что я очень многое знаю о его боли, о его гневе, о его красоте. И все же, вот эти улицы с их противоречиями и проблемами, так, как их по­ нимали он и я, были и будут виной тому, что мы навсегда останемся чужими и. мо­ жет быть, когда-нибудь станем врагами. Подошла машина, сверкающая металлом, ярко- синяя. Элайе пожал мне руку и еще раз пожелал доброй ночи. Он зашел в дом и закрыл дверь. Мы с шофером начали свой путь вдоль озера, через темный, бормочащий что-то в этот час Чикаго. Мы вернулись к спору о земле. Как можем мы, негры, получить свою территорию? Я спросил об этом того самого темного юношу, который за столом сказал, что белые —дьяволы. Сначала он начал говорить о мусульманских храмах, которые строились или должны строиться в разных частях Соединенных Штатов, о 8 Сибирские огни .4» 12 'ПЗ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2