Сибирские огни № 12 - 1972
спасен от гибели, которая ждет мир белых, хочу я этого или нет. Мои слабые сбив чивые сомнения ничего не значат перед железным словом пророка. Мне показалось вдруг, что я снова в доме своего отца (так в какой-то степени это и было), и я смело сказал Элайе, что не вижу ничего дурного в том, что белые и черные женятся друг на друге иногда и что у меня много друзей среди белых. И если уж на то пошло, у меня не будет иного выхода, как погибнуть вместе с ними, потому что (я заметил это про себя, а не вслух) «я люблю нескольких человек и они любят меня; некоторые из них — белые, но разве любовь не важнее, чем цвет кожи?». Элайе взглянул на меня с добротой и огромной жалостью, славно читал в моем сердце, и заметил скептически, что я могу дружить с белыми или думать, что они мне друзья, и они могут стараться быть искренними—сейчас, но время их истекло. Это выглядело так, словно он хотел сказать: «У них был шанс, но они его про моргали». Я оглядел сидящих за столом. Я, конечно, не мог привести доказательств, кото рые бы превысили авторитет Элайе, или доказательства из их собственного опыта, из реальности, царящей на улицах, за стонами этого дома. Да, я знал белых, которым бы мог доверить свою жизнь. И я знал белых, которые с гигантским упорством и огромным риском для жизни боролись за то, чтобы сделать мир более гуманным. Но как я мог рассказать об этом сидящим за столом? Невозможно спорить с чьим-то опытом, с чьими-то решениями или убеждениями. Все мои доказательства будут от брошены их судом, как к делу не относящиеся, потому что я мог привести только исключения. Саут-Сайл доказывал справедливость обвинения; все устройство нашего мира доказывало справедливость обвинения. А остальное, если бросить взгляд на всю историю нашей страны, было просто историей тех исключений, которые пытались из менить мир, но не сумели. Так ли это? Действительно ли не сумели? Все зависит от того, с какой точки зрения посмотреть на это. Может показаться, что некоторые кате гории таких исключений только ухудшили состояние дел в нашем мире —это те исключения, которые власть в нашем мире ставили выше, чем любовь. И тем не ме нее, власть —это реально существующий фактор, и многого, в том числе и любви, не возможно добиться без нее. Неожиданно я вдруг представил себе, что за этим столом сидят белые, которые со ессй страстью пытаются доказать, что негр — тоже человек. В конце концов, я чуть было не сказал: «Ну возьмите, к примеру, мою знакомую Мэри». И уже было почти пустился перечислять ее добродетели, которые должны бы ли оставить за Мэри право жизни. На что я надеялся? Что Элайе и другие торжест венно кивнут и скажут: «Ну, она хороший человек, но зато все другие!» И я опять посмотрел на молодых людей, сидящих за столом, и обернулся к Элайе, который в этот момент говорил, что никогда еще в истории не уважали на род, не обладающий своей землей. И за столом сказали: «Да, это правда!» Я не мог отрицать правильности этого утверждения. Так называемый «американский негр» остается обманутым, лишенным наследства и презираемым нацией, которая держит его в рабстве уже почти 400 лет и все никак не может признать за ним право на человеческое достоинство. И «Черные мусульма не», так же как и все прочие люди, немусульмане, больше не нуждаются в 1 аком неохотном признании. Об этом же говорит и вся история американского негра. В кон це концов унизительно так долго стоять со шляпой в руке и ждать, пока американцы вырастут настолько, что начнут понимать, что ты им не угрожаешь. С другой стороны, как могут американские негры в наше время сформироваться в отдельную нацию? А ведь это (и не только с точки зрения мусульман), пожалуй, единственная надежда не погибнуть в американском омуте, не кануть в вечность так, словно мы никогда и не существовали и все наши муки были бесполезны. Экспрессивность Элййе, горечь изоляции и недовольство этих молодых людей, от чаяние улиц помогли мне смутно представить, что же сегодня можно считать фанта зией, хотя в наш фантастический век это так трудно сделать! Ну, допустим, «мусуль мане» добьются своего и получат в полное свое распоряжение 6 или 7 штатов, кото рые, как ши считают, причитаются им в качестве «просроченного платежа за рабский
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2