Сибирские огни № 12 - 1972
ии одного белого липа. Черные правили землей, и они были совершенны. Эту эпоху белые сейчас называют доисторической. Они хотят, чтобы черные поварили, будто они, как и белые, когда-то жили в пещерах, качались на деревьях, ели сырое мясо и не умели говорить. Но это неправда. Черные никогда не были такими, аллах позволил дьяволу проводить руками дьявольских ученых адские опыты, в результате которых в конце концов появилось творение дьявола — белый мужчина, а позже была созда на белая женщина, что еще страшнее. И было решено, что эти чудовищные создания будут править миром определенное число лет — я забыл, сколько-то тысяч,— но в лю бом случае их правление подходит к концу, а аллах, который никогда не одобрял сотворение белого человека вообще, озабочен теперь тем, чтобы восстановить порядок в мире, который был нарушен возвышением белого человека. Таким образом, белые лишены добродетели, и поскольку они совершенно другие создания и не могут, раз множаясь, стать черными, так же как кошка, размножаясь, не может стать лошадью, у них нет никакой надежды. В этом жестоком монологе не было ничего нового, кроме определенности сим волов и откровенной ненависти. И этот эмоциональный порыв мне тоже был давным- давно известен, это просто был другой способ изречь общеизвестную истину, что «грешники будут гореть в аду тысячу лет». То, что белые для американских негров, всегда были грешниками —это истина, не требующая доказательств, и каждый амери канский негр поэтому рискует очутиться в тисках паранойи. В обществе абсолютно враждебном, которое, кажется, по самой природе своей предназначено для того, что бы подавлять (которое стольких подавило в прошлом и стольких подавляет каждый день), становится почти невозможным отличить настоящую несправедливость от ка жущейся. Можно очень скоро махнуть рукой на все попытки отличить их или, что еще хуже, не заметить этого. Все швейцары, например, и все полицейские для меня на се годняшний день стали одинаковыми, а мое общение с ними состоит в том, что я пы таюсь запугать их прежде, чем они запугают меня. Без сомнения, здесь я в некотором роде несправедлив, но это неизбежно, поскольку я не могу допустить, что человеч-. ность кто-то из них может поставить выше, чем служебный долг. А это медленно, но неизбежно ведет к такому душевному состоянию, когда, узнав однажды, что зна-. чит ожидать от жизни худшего, приходишь к выводу, что проще всего верить именно в худшее. Жестокость, с которой обращаются с неграми в нашей стране, просто труд но преувеличить, как ни нежелательно слышать это белым. Сперва —и это тоже труд но преувеличить —негр просто не верит, что белые обращаются с ним так, он не понимает, чем заслужил это. А когда вдруг начинает понимать, что эта жестокость не имеет никакого отношения к тому, что он делает, что попытки белых уничтожить его совершенно ничем не вызваны, тут уж ему совсем не трудно поверить, что белые — дьяволы. Для ужасов жизни американского негра просто нет названия. Власть белых оказывается под угрозой всякий раз. когда черный отказывается принять правила ми ра белых. Поэтому любая возможность подавить черных не упускалась вчера, не упу-. скается она и сегодня. Наконец, на какой-то рикошетом брошенный вопрос я ответил: «Я покинул цер ковь двадцать лет назад и ни к чему не примкнул с тех пор». Этим я хотел дать понять, что не собираюсь примкнуть к их движению. «А кто вы сейчас?»—-спросил Элайе. Что-то сковывало меня, я просто не мог позволить себе сказать, что был христианином. «Я? Сейчас? Никто!» —Этого было недостаточно. «Я —писатель. Я люблю все делать один»,—услышал я свои слова. Элайе улыбнулся мне. «Да я и никогда особенно не задумывался над этим»,—сказал я наконец. Элайе сказал сидевшему справа от него: «Мне кажется, что сейчас он должен думать только об этом»,-—и все, сидевшие за столом, согласились. Но никакой злобы или осуждения у них не было. У меня было тяжелое чувство, будто они думают, что я с ними, и знают, что я этого не понимаю, что я еще не готов к пониманию этого, и они просто ждут, уверенно и терпеливо, когда, наконец, я открою для себя правду. Куда идти а конце концов? Я —черный и потому принадлежу исламу и буду Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2