Сибирские огни № 12 - 1972
Наблюдал у пасторов других церквей. А женщины тоже отвечали очень свободно, с любовью и все же сдержанно. Я знаю, что, войдя в комнату, он меня увидел, но в мою сторону не посмотрел. Когда он говорил и смеялся с теми, о ком я думал как • его детях, я чувствовал, что он составляет обо мне мнение, что-то решает про себя. Потом он обратился с приветствием ко мне с той же прекрасной улыбкой, которая унесла меня на 24 года назад, когда пасторша улыбнулась мне и спросила: «Чей ты, малыш?» Я не ответил так, как ответил тогда, потому что есть некоторые поступки (увы, их немного!), которые нельзя повторять. Но он заставил меня почувствовать, как влечет к себе его необычная власть, как его улыбка обещает снять с плеч тя жесть моей жизни. «Отнесите время свое господу и оставьте его там». Главная эмо ция, которая отражается на лице Элайе,— это боль, и его улыбка подчеркивает это— боль настолько глубока, стара и черна, что она становится личной и особенной, толь ко тогда он улыбается. Интересно, как бы звучал его голос, если бы он умел петь? Он обратился ко мне со своей улыбкой и сказал что-то вроде: «Мне хочется многое сказать вам, но вначале сядем». Я рассмеялся. Он заставил меня вспомнить мои отно шения с отцом, они могли бы быть такими, если бы мы были друзьями. В столовой стояли два длинных стола, мужчины сели за один, женщины за дру гой. Элайе сел во главе нашего стола, а меня посадили слева от него. Я смутно пом ню, что мы ели, помню только пища была обильна, здорова и настолько проста, что я почувствовал себя ужасно испорченным и, чтобы не оставить такого впечатления, выпил два стакана молока. Элайе сказал, что видел меня по телевидению, ему пока залось, что мне еще не окончательно промыли мозги и я пытаюсь оставаться самим собой. Он сказал мне это совсем спокойно, глядя в глаза, и рукой наполовину при крывал зубы, словно стараясь не показать, что они у него плохие. Но у него были хорошие зубы. Потом, помнится, я слышал, что ему приходилось сидеть в тюрьме. Да, конечно, я хотел бы стать самим собой, что бы это ни означало, но я знал, мы с ним понимаем это по-разному. Я ответил, да, я старался быть самим собой, но я не знал, что нужно говорить дальше, и поэтому замолчал. Когда Элайе говорил, нечто вроде хора сопровождало его слова, повторяя: «Да, это верно». Меня это начинало раздра жать. Сам Элайе имел привычку рикошетом посылать тебе вопрос через кого-нибудь другого, и это тоже действовало мне на нервы. Сейчас, обратившись к сидевшему справа, он начал говорить о белых дьяволах, вместе с которыми я выступал по теле видению: какие чувства они вызывали у него (то есть у меня)? Я не мог на это отве тить, кроме того, я не был уверен, что от меня требовался какой бы то ни было ответ. Люди, о которых шла речь, вызывали во мне раздражение и скуку, но они не были для меня дьяволами. Элайе продолжал говорить о преступлениях белых, и его непрерывно сопровождал хор: «Да, это верно». Кто-то за столом сказал: «Белый человек, конечно же, дьявол. Это подтверждается его делами». Сказал это очень мо лодой юноша, совсем мальчик, очень мрачный, рассудительный и резкий. Элайе начал говорить о христианской религии и о христианах все в той же мягкой, шутливой ма нере. Я начал понимать, что сила Элайе в его прямоте. В свои слова он не вклады вает ничего двусмысленного, никаких намеков, никакого подтекста. Он говорит только то, что говорит. Согласно Элайе, настоящая причина, почему я не могу понять, что белые —дьяволы, состоит в том, что я был воспитан в традициях и представлениях белых и никогда не получал истинного образования. Так называемый американский негр —вот единственная причина, по которой аллах разрешает существовать Соеди ненным Штатам и поныне, хотя время белых кончилось еще в 1913 году. Но воля аллаха состоит в том, что заблудшая черная нация — черные люди нашей страны — должны быть освобождены от своих белых хозяев и обращены в истинную веру, ко торая есть ислам. Пока этот процесс не завершился, а завершится он очень скоро — полное уничтожение белых откладывается.ч^йиссия Элайе состоит в том, чтобы воз вратить «так называемых негров» исламу, отделить избранных аллахом от обреченной нации. Далее, белый, зная свою историю, понимает, что его время истекает, и он пустит в ход всю свою технику, психологию, науку и изворотливость, чтобы помешать черным услышать правду. А правда в том, что на заре времен во всем мире не было ПО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2