Сибирские огни № 12 - 1972

Несколько лет назад я бы возненавидел этих людей всем сердцем. Теперь я жалею их, жалею, чтобы не презирать. А это далеко не лучшее из чувств, которые я хотел бы испытывать к соотечественникам. В конечном счете, именно угроза всеобщего уничтожения, висящая ныне над человечеством, стала главным и решающим фактором сегодняшней действительноета, именно она стала тем камнем преткновения, в который уперлась человеческая история. Мы, человеческие существа, приобрели силу, способную почти моментально истребить человечество, и именно это— конечная сумма наших достижений. Мы завершили свое путешествие, мы прибыли к конечной цели во имя господа бога. Вот оно, то лучшее, что смог сделать нам бог (белый бог). Если это так, то пришло время заменить его. Заменить чем? Нечем. И эта пустота, это отчаяние, эта мука царит на Западе повсюду, от улиц Стокгольма до церквей Нового Орлеана и тротуаров Гарлема. Бог черный. Все черные принадлежат исламу. Они избранны. Ислам будет пра­ вить миром. Мечта о власти, мысли о ней —стары. Новым здесь вводится понятие цвета. И именно эту мечту, именно эту сладкую возможность тысячи угнетенных чер­ ных мужчин и женщин в нашей стране теперь унссят с собой через мрачные, шумные улицы гетто в лачуги, где столькие погибли. Белый бог их не спас. Может быть, их спасет черный. Когда прошлым летом я был в Чикаго, достопочтенный Элайе Мухаммед при­ гласил меня к себе пообедать. Он жил в величественном особняке в южном районе Чикаго. И это была одновременно штаб-квартира движения «Нации ислама». Я был в Чикаго вовсе не для того, чтобы встречаться с Мухаммедом —не это занимало мои мысли тогда,—.но, получив приглашение и поразмыслив, я понял, что мне этого сле­ довало ожидать. Как ни странно, я был обязан этим приглашением невероятно беско­ нечной и поистине трусливой тупости белых либералов. И в частных спорах, и публич­ но любая моя попытка объяснить, как началось движение «Черных мусульман» и как оно достигло такой силы, всегда воспринималась со смущением, поскольку либералы, опираясь на опыт всей своей жизни и на все свои знания, могли иметь дело с , 1 . гром только либо как с символом, либо как с жертвой, и не имели о нем ни малейшего понятия как о человеке. Малькольм Икс, которого считают вторым руководителем движения и бесспорным наследником Элайе Мухаммеда, указывает, что когда израильтяне боролись за то, что­ бы снова овладеть Израилем, никто не кричал, что это насилие, но этот вопль непре­ станно звучит со всех сторон, когда черные заявляют, что они будут бороться за свои права. И тут он абсолютно прав. Завоевательные войны Англии, все, как одна, кро­ вавые и жестокие, являются главной частью того, что американцы имеют в виду, когда говорят о славе Англии. В Соединенных Штатах насилие я героизм стали сино­ нимами, кроме, разумеется, тех случаев, когда дело касается черных, и единственный способ опровергнуть взгляды Малькольма —это вначале признать их, а затем спро­ сить, почему это так. Я не хочу, конечно, отрицать жестокую правду утверждений Малькольма только из-за того, что я не согласен с теми заключениями, которые он делает из своих рас­ суждений, и еще менее из-за того, чтобы умиротворить совесть белых либералов. Да, на самом деле все так плохо, как утверждают «Черные мусульмане», даже еще хуже, и «Мусульмане», конечно же, не в состоянии выправить существующее положение, но почему, скажите, черные должны быть более терпеливыми, более терпимыми, более дальновидными, чем белые, почему бы не наоборот? Истинная причина, почему непро­ тивление всегда считалось добродетелью черных, состоит в том, что белые не хотели подвергать угрозе свою жизнь, свое представление о самих себе и свою собственность. Хотелось бы, чтобы они говорили об этом чаще. В кон«.е телепрограммы, где высту­ пали мы с Малькольмом, его остановил один белый зритель, который спросил: «У ме­ ня тысяча долларов и акр земли. Что со мной будет?» Мне понравилась прямота вопроса, но я не слышал, что ответил на него Малькольм, потому что кому-то пытал­ ся объяснить, что положение ирландцев сто лет назад и положение негров сегодня нельзя сравнивать. Негров в цепях привезли сюда задолго до того, как ирландцам

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2