Сибирские огни № 12 - 1972
Несколько лет назад я бы возненавидел этих людей всем сердцем. Теперь я жалею их, жалею, чтобы не презирать. А это далеко не лучшее из чувств, которые я хотел бы испытывать к соотечественникам. В конечном счете, именно угроза всеобщего уничтожения, висящая ныне над человечеством, стала главным и решающим фактором сегодняшней действительноета, именно она стала тем камнем преткновения, в который уперлась человеческая история. Мы, человеческие существа, приобрели силу, способную почти моментально истребить человечество, и именно это— конечная сумма наших достижений. Мы завершили свое путешествие, мы прибыли к конечной цели во имя господа бога. Вот оно, то лучшее, что смог сделать нам бог (белый бог). Если это так, то пришло время заменить его. Заменить чем? Нечем. И эта пустота, это отчаяние, эта мука царит на Западе повсюду, от улиц Стокгольма до церквей Нового Орлеана и тротуаров Гарлема. Бог черный. Все черные принадлежат исламу. Они избранны. Ислам будет пра вить миром. Мечта о власти, мысли о ней —стары. Новым здесь вводится понятие цвета. И именно эту мечту, именно эту сладкую возможность тысячи угнетенных чер ных мужчин и женщин в нашей стране теперь унссят с собой через мрачные, шумные улицы гетто в лачуги, где столькие погибли. Белый бог их не спас. Может быть, их спасет черный. Когда прошлым летом я был в Чикаго, достопочтенный Элайе Мухаммед при гласил меня к себе пообедать. Он жил в величественном особняке в южном районе Чикаго. И это была одновременно штаб-квартира движения «Нации ислама». Я был в Чикаго вовсе не для того, чтобы встречаться с Мухаммедом —не это занимало мои мысли тогда,—.но, получив приглашение и поразмыслив, я понял, что мне этого сле довало ожидать. Как ни странно, я был обязан этим приглашением невероятно беско нечной и поистине трусливой тупости белых либералов. И в частных спорах, и публич но любая моя попытка объяснить, как началось движение «Черных мусульман» и как оно достигло такой силы, всегда воспринималась со смущением, поскольку либералы, опираясь на опыт всей своей жизни и на все свои знания, могли иметь дело с , 1 . гром только либо как с символом, либо как с жертвой, и не имели о нем ни малейшего понятия как о человеке. Малькольм Икс, которого считают вторым руководителем движения и бесспорным наследником Элайе Мухаммеда, указывает, что когда израильтяне боролись за то, что бы снова овладеть Израилем, никто не кричал, что это насилие, но этот вопль непре станно звучит со всех сторон, когда черные заявляют, что они будут бороться за свои права. И тут он абсолютно прав. Завоевательные войны Англии, все, как одна, кро вавые и жестокие, являются главной частью того, что американцы имеют в виду, когда говорят о славе Англии. В Соединенных Штатах насилие я героизм стали сино нимами, кроме, разумеется, тех случаев, когда дело касается черных, и единственный способ опровергнуть взгляды Малькольма —это вначале признать их, а затем спро сить, почему это так. Я не хочу, конечно, отрицать жестокую правду утверждений Малькольма только из-за того, что я не согласен с теми заключениями, которые он делает из своих рас суждений, и еще менее из-за того, чтобы умиротворить совесть белых либералов. Да, на самом деле все так плохо, как утверждают «Черные мусульмане», даже еще хуже, и «Мусульмане», конечно же, не в состоянии выправить существующее положение, но почему, скажите, черные должны быть более терпеливыми, более терпимыми, более дальновидными, чем белые, почему бы не наоборот? Истинная причина, почему непро тивление всегда считалось добродетелью черных, состоит в том, что белые не хотели подвергать угрозе свою жизнь, свое представление о самих себе и свою собственность. Хотелось бы, чтобы они говорили об этом чаще. В кон«.е телепрограммы, где высту пали мы с Малькольмом, его остановил один белый зритель, который спросил: «У ме ня тысяча долларов и акр земли. Что со мной будет?» Мне понравилась прямота вопроса, но я не слышал, что ответил на него Малькольм, потому что кому-то пытал ся объяснить, что положение ирландцев сто лет назад и положение негров сегодня нельзя сравнивать. Негров в цепях привезли сюда задолго до того, как ирландцам
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2