Сибирские огни № 12 - 1972
О движении «Нации ислама» я слышал задолго до встречи с достопочтенным Элайе Мухаммедом, который является его вождем. Вначале я почти не обратил вни мания «а то, что я слышал об этом движении, потому что суть его «Слова» не пора зила меня своей оригинальностью. В разных вариантах я слышал нечто подобное всю жизнь. Я вспоминаю, что частенько субботними вечерами стоял где-нибудь в толпе на 25-й улице или 7-й авеню и слушал ораторов-мусульман. Но я и раньше слышал сотни таких речей, так мне вначале казалось. Долгое время у меня был четкий рефлекс выключаться сразу, как только я приближался к уличным ораторам, стоящим на им провизированной трибуне, которой чаще всего служили ящики из-под мыла. То. что эти люди говорили о белых, я слышал и прежде. Я был не согласен с требованием «Нации ислама» об отдельной экономике для черной Америки и считал его заведомой и даже вредной бессмыслицей. Потом по двум причинам я стал прислушиваться к ре чам ораторов «Нации ислама». Первая из них — поведение полиции. Я видел, как на этом самом углу ораторов стаскивали с трибун за менее опасные речи, я видел мно жество людских толп, разогнанных дубинками и конной полицией. Но тут полиция бездействовала. Очевидно, не из гуманных соображений, а потому, что либо подчи нялась приказу, либо просто боялась. Да-да, действительно боялась, и это приводило меня в восторг. Полицейские стояли вдвоем, втроем, вчетвером в бойскаутских фор мах, с бойскаутскими лицами, абсолютно растерянные (как это всегда бывает с аме риканскими суперменами, когда они не могут пустить в дело дубинку, кулак или пи столет). Возможно, у меня к ним шевельнулось бы даже нечто вроде жалости, но я слишком часто бывал у них в руках и испытал на своей шкуре, какими они бывают, когда сила у них в руках, и какими они бывают, когда сила в руках у тебя. Второй причиной было поведение толпы, молчаливое напряжение, которое царило на импро визированных митингах. Эти две причины и заставили меня изменить отношение к ора торам и их «Слову». Иногда я с отчаянием думаю, что американцы заглотят любую политическую речь, о чем бы в ней ни говорилось. Поэтому в единстве, которое охва тывало толпу на выступлениях ораторов «Нации ислама» в Гарлеме, не было ничего необыкновенного. Тем не менее, ораторы уже тогда производили на меня впечатление людей, полностью посвятивших себя своему делу, и толпа смотрела на них с выраже нием какой-то духовной надежды. Нам предлагали в качестве доктрины «Нации ислама» историческое и теологиче ское доказательство того, что белые люди прокляты, что они —дьяволы и должны быть низвергнуты. Сам аллах открыл это своему пророку, достопочтенному Элайе Мухаммеду. Власть белых кончится навсегда через 10 или 15 лет (следует признать, что все имевшиеся знамения свидетельствовали о правильности утверждений пророка). Кажется, толпа проглотила это без особого груда — как, впрочем, это было бы с лю бой толпой, где бы она ни собралась — в обеих частях Иерусалима, в Стамбуле или в Риме. И, как это всегда бывает с теологическими заявлениями, данное заявление столь же удобоваримо, как и давным-давно знакомое нам, в коем говорится, что на сыновьях Хама лежит проклятье. Ни больше, ни меньше. И используется оно для тех же целей — для освящения силы. Впрочем, ораторы «Нации ислама» на теологические темы долго не распространялись — гарлемской аудитории не надо долго доказывать, что белые —дьяволы. Они просто очень рады были получить божественное подтвер ждение своему жизненному опыту, услышать (ах, как это было великолепно!), что им лгали все эти годы, лгали на протяжении многих поколений, и что их плен кончается, потому что бог, оказывается,— черный. Почему эти заявления стали популярны имен но сейчас, ведь все это говорилось уже не в первый раз, разными пророками, столько лет, сколько я себя помню? Сам Элайе Мухаммед несет это «Слово» вот уже более тридцати лет. Он — не внезапная сенсация; мне говорили, что священником он стал потому, что, когда он был шестилетним ребенком, у него на глазах линчевали отца. И вдруг те перь люди, которые прежде никогда не стали бы слушать эту проповедь, слушают ее, верят ей и под ее влиянием меняются. Элайе Мухаммед сумел сделать то. чего не могли сделать комитеты, доклады, жилищные проекты и спортплощадки: исцелить и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2