Сибирские огни № 12 - 1972

О движении «Нации ислама» я слышал задолго до встречи с достопочтенным Элайе Мухаммедом, который является его вождем. Вначале я почти не обратил вни­ мания «а то, что я слышал об этом движении, потому что суть его «Слова» не пора­ зила меня своей оригинальностью. В разных вариантах я слышал нечто подобное всю жизнь. Я вспоминаю, что частенько субботними вечерами стоял где-нибудь в толпе на 25-й улице или 7-й авеню и слушал ораторов-мусульман. Но я и раньше слышал сотни таких речей, так мне вначале казалось. Долгое время у меня был четкий рефлекс выключаться сразу, как только я приближался к уличным ораторам, стоящим на им­ провизированной трибуне, которой чаще всего служили ящики из-под мыла. То. что эти люди говорили о белых, я слышал и прежде. Я был не согласен с требованием «Нации ислама» об отдельной экономике для черной Америки и считал его заведомой и даже вредной бессмыслицей. Потом по двум причинам я стал прислушиваться к ре­ чам ораторов «Нации ислама». Первая из них — поведение полиции. Я видел, как на этом самом углу ораторов стаскивали с трибун за менее опасные речи, я видел мно­ жество людских толп, разогнанных дубинками и конной полицией. Но тут полиция бездействовала. Очевидно, не из гуманных соображений, а потому, что либо подчи­ нялась приказу, либо просто боялась. Да-да, действительно боялась, и это приводило меня в восторг. Полицейские стояли вдвоем, втроем, вчетвером в бойскаутских фор­ мах, с бойскаутскими лицами, абсолютно растерянные (как это всегда бывает с аме­ риканскими суперменами, когда они не могут пустить в дело дубинку, кулак или пи­ столет). Возможно, у меня к ним шевельнулось бы даже нечто вроде жалости, но я слишком часто бывал у них в руках и испытал на своей шкуре, какими они бывают, когда сила у них в руках, и какими они бывают, когда сила в руках у тебя. Второй причиной было поведение толпы, молчаливое напряжение, которое царило на импро­ визированных митингах. Эти две причины и заставили меня изменить отношение к ора­ торам и их «Слову». Иногда я с отчаянием думаю, что американцы заглотят любую политическую речь, о чем бы в ней ни говорилось. Поэтому в единстве, которое охва­ тывало толпу на выступлениях ораторов «Нации ислама» в Гарлеме, не было ничего необыкновенного. Тем не менее, ораторы уже тогда производили на меня впечатление людей, полностью посвятивших себя своему делу, и толпа смотрела на них с выраже­ нием какой-то духовной надежды. Нам предлагали в качестве доктрины «Нации ислама» историческое и теологиче­ ское доказательство того, что белые люди прокляты, что они —дьяволы и должны быть низвергнуты. Сам аллах открыл это своему пророку, достопочтенному Элайе Мухаммеду. Власть белых кончится навсегда через 10 или 15 лет (следует признать, что все имевшиеся знамения свидетельствовали о правильности утверждений пророка). Кажется, толпа проглотила это без особого груда — как, впрочем, это было бы с лю­ бой толпой, где бы она ни собралась — в обеих частях Иерусалима, в Стамбуле или в Риме. И, как это всегда бывает с теологическими заявлениями, данное заявление столь же удобоваримо, как и давным-давно знакомое нам, в коем говорится, что на сыновьях Хама лежит проклятье. Ни больше, ни меньше. И используется оно для тех же целей — для освящения силы. Впрочем, ораторы «Нации ислама» на теологические темы долго не распространялись — гарлемской аудитории не надо долго доказывать, что белые —дьяволы. Они просто очень рады были получить божественное подтвер­ ждение своему жизненному опыту, услышать (ах, как это было великолепно!), что им лгали все эти годы, лгали на протяжении многих поколений, и что их плен кончается, потому что бог, оказывается,— черный. Почему эти заявления стали популярны имен­ но сейчас, ведь все это говорилось уже не в первый раз, разными пророками, столько лет, сколько я себя помню? Сам Элайе Мухаммед несет это «Слово» вот уже более тридцати лет. Он — не внезапная сенсация; мне говорили, что священником он стал потому, что, когда он был шестилетним ребенком, у него на глазах линчевали отца. И вдруг те­ перь люди, которые прежде никогда не стали бы слушать эту проповедь, слушают ее, верят ей и под ее влиянием меняются. Элайе Мухаммед сумел сделать то. чего не могли сделать комитеты, доклады, жилищные проекты и спортплощадки: исцелить и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2