Сибирские огни № 12 - 1972
нас— сутенеров, проституток, «рэкетиров», прихожан, детей — связывала вместе приро да нашего угнетения особым специфическим комплексом риска, на который мы непре рывно шли; и если это гак, то тут мы по отношению друг к другу достигали той сво боды, которая была близка к настоящей любви. Я помню церковные ужины и пикни ки и позже, когда я уже оставил церковь,— домашние вечера в узком кругу, где гнев и печаль замирали, и мы ели, пили, болтали, смеялись и танцевали, забывая о «белом человеке». У нас были спиртное, цыпленок, музыка и мы сами, и не надо было старать ся быть тем, кем мы не были. Слово «чувственный» вовсе не должно приводить на память трепещущих смуглых девушек или черных жеребцов-производителей. Я имею в виду нечто более простое и менее надуманное. Быть чувственным, мне кажется,— это радоваться силе жизнр, жизни как таковой, быть сопричастным ко всему, что происходит в ней, начиная с любви и кончая преломлением хлеба. Между прочим, когда-нибудь в Америке на станет великий день, и мы снова начнем есть хлеб, а не эту богохульную безвкусную губку, которую нам дают вместо него. Я вовсе не фриволен сейчас. Что-то очень дур ное происходит с людьми в стране, где они настолько глубоко разуверяются в своих способностях к сопротивлению и становятся такими безрадостными, как сейчас. Имен но эта неуверенность американцев, белых мужчин и женщин, эта неспособность обно виться у фонтана собственной жизни и есть корень всех наших противоречий Человек связывает себя с действительностью целым лабиринтом отношений, а все эти отноше ния. хотя человек обычно этого и не сознает (он столького не сознает!), являются историческими и общественными отношениями: Поэтому то, чего белые не знают о нег рах, неумолимо и точно показывает то, чего они не знают о самих себе... ...«Рай белых,—поет священник «Черных мусульман»,—это ад черных». Видимо, можно возразить, что это какое-то уж слишком упрощенное представление о рае и аде, но, с другой стороны, в песне поется правда, которая является правдой ровно столько времени, сколько белые правят миром. Африканские негры представляют вза имоотношения белых и черных по-своему: когда белый пришел в Африку, у него была Библия, а у черных была земля. Сейчас белого, несмотря на его сопротивление, изго няют с земли, а африканец до сих пер пытается переварить или извергнуть Библию. В области власти христианство действует с нескрываемыми высокомерием и жесто костью — это неизбежно, .так как обычно те, кто принял истинную веру, считают своим моральным долгом освободить язычников. Более того, эта истинная, особенная вера гораздо более заботится о душе, чем о теле, чему свидетельствуют плоть (и трупы) бесчисленных язычников. Само собой разумеется, что тот, кто подвергает сомнению авторитет истинной веры, также оспаривает и авторитет народов, управляющих с по мощью этой веры, и те, следовательно, получают возможность посягать на землю сомневающегося. Распространение Евангелия, невзирая на убеждения, честность и ге роизм отдельных миссионеров, было совершенно необходимым для водружения флага на земле язычников. Священники, монахини, школьные учителя помогали укреплять и освящать власть, которую так грубо использовали люди, действительно хотевшие попасть во град, не в небесный, а в тот. который должен быть создан руками их пленников. Сама христианская церковь, в отличие от некоторых ее священнослужите лей, благословляла торжества водружения флага, радовалась им и неустанно поддер живала уверенность, если сама не формулировала эту мысль, что завоевательные вой ны являются доказательством благоволения господа. Бог далеко ушел из пустыни, но так же далеко ушел и аллах, хотя в совершенно другом направлении. Господь, идя на Север и поднимаясь на крыльях силы, стал белым, а аллах, идя по темной сторо не небес, стал черным из практических соображений. Беру на себя смелость заявить, что тот, кто действительно хочет стать нравственным человеком (давайте не будем задавать вопрос, возможно ли это; я думаю, мы просто должны верить, что это воз можно), должен сначала освободиться ото всех запретов, преступлений и лицемерия христианской церкви. Если идея бога имеет хоть какую-нибудь ценность или какую-то пользу, она должна делать нас великими, свободными, любящими. Если бог не может этого сделать, то пришло время избавиться от него.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2