Сибирские огни № 12 - 1972
достичь не меньшего, чем белый мальчик, и собираюсь доказать это на деле, совсем не был похож на тот страх, когда один из нас болел, или падал с лестницы, или ухолил далеко от дома. Это был другой страх, страх, что ребенок, бросая вызов системе миро воззрения белых, вступает на путь гибели. Дитя, слава богу, не может знать, как ве лика и безжалостна природа власти, с какой невероятной жестокостью люди обра щаются друг с другом Дитя реагирует на страх в голосе родителей, потому что ро дители поддерживают над ним мир и, кроме них, нет у него другой защиты. Я в то время полагал, что все опасения, внушаемые мне отцом, идут оттого, что он — старо моден. К тому же, я гордился, что могу перехитрить его. Защищаться от страха — это просто застраховаться от того, что в один прекрасный день он победит тебя; стра ху надо смотреть в лицо. Неправда, будто можно жить в страхе. Разве что, когда действительно очень хочется жить. Как бы там ни было, тем летом все страхи, с ко торыми я рос и которые были теперь частью меня и управляли моим видением мира, встали стеной между мной и миром и загнали меня в лоно церкви. Когда я оглядываюсь назад, четко вижу, что все шаги, сделанные мной, кажутся странно преднамеренными. Например, я не примкнул к той церкви, в которой пропо ведовал мой отец. Мой лучший школьный друг посещал другую церковь и «посвятил свою жизнь богу» Он был очень озабочен спасением моей души (меня это нисколько не тревожило, но любое человеческое участие приятно). Однажды в воскресенье мы пошли в их церковь. В тот день не было службы и в церкви было пусто, только две женщины мыли пол да еще несколько женщин молилось. Друг привел меня в заднюю комнату, чтобы познакомить со своим пастырем —женщиной. Там сидела, улыбаясь, она — чрезвычайно гордая и статная женщина в мантии. Африка, Европа и красноко жая Америка наложили отпечаток на ее лицо. Друг уже собирался меня представить когда она взглянула, улыбнулась и спросила- «Чей ты, малыш?» Невероятно, но это была та самая фраза, с которой обращались ко мне обычно сутенеры и жулики на Авеню, когда весело и в то же время настороженно предлагали «приклеиться к ним». Может быть, отчасти тот ужас, который они в меня вселяли, происходил от того, что, несомненно, я хотел быть «чьим-то малышом». Я был так напуган тогда и находился во власти стольких загадок, что гем летом кто-нибудь неизбежно «подцепил» бы меня. В гарлемском аукционе нельзя долго оставаться непроданным. На свое счастье, я ока зался втянутым в церковное мошенничество (а не в какое-нибудь другое) и поддался духовному совращению задолго до того, как дорос до плотских отношений. И когда пасторша с удивительной улыбкой спросила: «Чей ты, малыш?», мое сердце ответило сразу: «Ваш». Лето тянулось медленно, и мои дела шли все хуже и хуже. Чувство вины росло во мне, росло и чувство страха, я, конечно, скрывал эти чувства глубоко в себе, есте ственно и неизбежно, поэтому однажды, когда женщина закончила проповедь, раздал ся рев, крики, вопли, я упал наземь перед алтарем. Это было самое странное ощуще ние в моей жизни, ничего подобного не случалось со мной ни до, ни после этого. Я и не подозревал, что это должно или может произойти. Вот только что я был на ногах, пел и хлопал вместе со всеми и, в то же время, обдумывал содержание пьесы, над которой тогда работал: в следующее мгновение безо всякого перехода, не почув ствовав ни удара, ни падения, я уже лежал на спине, свет бил мне в глаза, и все свя тые стояли надо мной. Я не знал, каким образом я оказался лежащим на спине. Стра дание, которое переполняло меня, описать невозможно. Оно росло во мне, как одно из тех наводнений, которые опустошают целые районы, сметая все на своем пути, отры вая детей от родителей, влюбленных —друг ог друга, изменяя все до неузнаваемости. Все, что я помню,— это боль, невыразимая боль, словно я взываю к Небу, а Небо не слышит. И если Небо не услышит, если не снизойдет любовь, чтобы очистить меня,— я погиб окончательно и бесповоротно. Да, ведь это действительно что-то да значит (что конкретно, я не могу выразить) — родиться в белой стране, в англо-тевтонской, выхолощенной, импотентной стране,— и родиться черным. И очень скоро, даже если не сознаешь этого, оставляешь все надежды на общение. Черные смотрят, главным образом, вверх или вниз, но не друг на друга и не на тебя, а белые, как правило.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2