Сибирские огни № 12 - 1972
ни холопами, не чувствовали никаких угрызений совести, грабя белых. Несмотря на то, что пуритане-янки отождествляли добродетель с богатством, негры имели вели колепные основания для сомнения в том, что деньги добываются и накапливаются только благодаря неизменной верности христианским добродетелям. В любом случае, ' хбелые, укравшие у черных свободу и ежедневно и ежечасно извлекающие выгоду из этой кражи, не имели под ногами твердой моральной почвы. У них были судьи, при сяжные, ружья, закон — одним словом, власть. Но это была преступная власть, вы зывавшая страх, но не уважение, власть, которую нужно было перехитрить любой це ной. И эти добродетели, которые проповедовались, но не практиковались белыми, были просто еще одним средством, чтобы держать негров в повиновении. В то лето оказалось, что моральные преграды, которые, как я полагал, должны оградить меня от опасности, настолько призрачны, что их почти нет. Я не мог отыскать никаких причин для того, чтобы не стать преступником. Я увидел, что в нашей нуж де следует винить вовсе не моих богобоязненных родителей, а все наше общество. Я был полон холодной решимости (хотя, может быть, этого еще и не сознавал) ни когда не примириться с гетто, скорее умереть и навсегда гореть в аду, чем позволить белому плюнуть на меня, чем смириться со своим «местом» в нашей республике. Я не собирался позволять белым этой страны говорить мне, кто я такой, и, таким образом, ограничивать мои возможности с тем, чтобы, в конечном счете, скрутить меня, И все- таки в меня, конечно, плевали, мне указывали мои рамки, меня могли скрутить безо всяких усилий. Каждый негритянский парень — по крайней мере, на моем месте в то время,— который это сознает, понимает сразу и глубоко, что он подвергается большой опасности и должен как можно скорее найти «нечто», уловку, которая вытащит его из грязи и выведет на дорогу. И совсем неважно, что это будет за уловка. Я понял это и очень испугался, поскольку стало ясно, что дверь ведет ко всем опасностям, и я бросился в лоно церкви. И вот — какой непредвиденный парадокс — именно моя карь ера в церкви и оказалась той самой уловкой. Когда я пытался оценить свои способности, то быстро понял, что у меня их почти нет. Чтобы достичь гой жизни, о которой я мечтал, я делал все. как мне казалось, са мым наихудшим образом. Я не смог стать профессиональным боксером. Многие из нас пробовали, но очень немногим это удавалось. Я не пел. Я не танцевал. Меня воспитал тот мир, в котором я рос, поэтому я еще не осмеливался серьезно думать о том, что бы стать писателем. У меня оставалась только возможность стать одним из тех от вратительных людей Авеню, которые были на самом деле не такими уж отвратитель ными, как мне это тогда казалось, но которые пугали меня ужасно, потому что я не хотел жить так, как жили они Негров в этой стране — а негры, говоря строго юри дически, и не существуют ни в какой другой — учат буквально презирать самих себя с того самого момента, когда они появляются на свет. Этот свет белый, а они — чер ные. В руках у белых власть, которая констатирует превосходство белых над черны ми (в сущности это означает: так установлено богом), и на свете так много способов заставить понимать разницу между черными и белыми, чувствовать ее, бояться ее. Задолго до того, как негритянский ребенок не только почувствует, но и поймет эту разницу, он уже на нее реагирует, он уже находится под ее контролем. Каждое уси лие старших приготовить ребенка к той судьбе, от которой они все равно не в силах его уберечь, заставляют его в тайном страхе ожидать (он и сам этого не сознает) та инственного и неумолимого наказания. Он должен быть «хорошим» не только для то го, чтобы сделать приятное своим родителям и не заслужить их наказания: за их властью стоит другая, безымянная и безликая, ей бесконечно трудно угодить, и она безгранично жестока. Ужас перед этой властью просачивается в детское сознание через отцовские интонации, когда тот уговаривает, наказывает или ласкает, через случай ную бессознательную нотку страха в голосе отца или матери, когда ребенок переходит какую-то особую границу. Он не знает, что это за граница и не получает относитель но нее никаких объяснений, что уже пугает само по себе, но страх, который он слы шит в голосах старших, пугает его еще больше. Например, тот страх, который я слы шал в голосе отца, когда он понимал, что я действительно уверен в своих возможностях
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2