Сибирские огни № 11 - 1972
Л. ПАНТЕЛЕЕВ З ам е т к и о р ем е с л е и м а с т е р с т в е 1 Помню, как обрадовался я,— а было это тысячу лет тому назад,— когда в моем при сутствии Борис Степанович Житков при знался, что пишет стихи. — Да. Пишу, представьте. И убежден, что всякий другой прозаик, любящий слово и работающий над словом, не может не де лать того же. Обрадовался я потому, что тоже так ду мал и тоже всю жизнь писал стихи Какие бы они ни были, эти стихи, хорошие, пло хие, эпигонские, дилетантские, для прозаи ка — это прекрасная школа, превосходная словесная гимнастика. Боюсь, что тут меня не все поймут. И не только читатели не поймут, но и некото рые молодые собратья по перу. У нас отличная, первоклассная проза. За последние десятилетия в литературу пришли десятки, если не сотни, по-настоящему та лантливых людей. Но, скажите мне, много ли написали эти талантливые люди книг, которые хотелось бы читать вслух? Как это ни удивительно, а в наш оглушающе шум ный век, в разгар научно-технической рево люции, когда слово звучит с утра до ночи из репродукторов, из транзисторов, с голу бых экранов телевизора, проза наша ста новится глухой, безголосой, как правило, она рассчитана не на слушание, а на чте ние глазами. Нет, конечно, далеко не вся наша проза такая. Есть и у нас мастера слова (главным образом, среди пишущих и стихи п прозу), но, вместе с тем, многие наши, даже самые известные, самые ода ренные прозаики не только никак не ин струментуют свою авторскую речь, но часто просто не слышат ее грубости, то порности, неблагозвучия. Диалог бывает хо рош, и очень хорош, а остальному тексту оставляется роль сценической ремарки, ко торая, как известно, особой отделки не тре бует (хотя у Чехова, у Гамсуна, у Ибсена, у Островского, у Льва Толстого и ремарки читать одно удовольствие). Вот как пишет один известный, и за служенно известный, автор: «ЛеС СРавниТЬ Не с чеМ. ЛеС ВСеМ МукаМ Мука». Неужели уважаемый и любимый мною автор не чувствует, не слышит этой ужа сающей какофонии, этого косноязычного столкновения согласных: сс-ть-мл-свс-мм- мм?! Можно лн представить подобное в бунинской прозе или в рассказах Бабеля, Олеши, Зощенко, Житкова, Паустовского?!.. А вот из другого автора: «Село раскачивалось со сна». Понимаю: всякое может написаться. Но как можно было не заметить при чтении, при перечитывании это непроизносимое СЬСОС — три «с» подряд! Это же почти скороговорка. У читателя на зубах песок должен заскрипеть (я уж не говорю о незамеченном каламбуре: кто раскачивал с я— село или с о с на ? ) . Примеры можно брать тысячами, пригор шнями... Делать этого я не буду. Возьму на угад первую фразу из первой попавшейся под руку книги: «Натерпевшись страху и притаившись 9 своем углу...». Грамотно? Да, с точки зрения школьно го учителя русского языка, вполне грамот но. В предложении есть то, что называет ся складом, а вот л ад а—лада здесь не найдешь. Читать эту фразу не только не радостно, но просто неудобно. Между прочим, готов спорить, что люди, пишущие таким неудобочитаемым (неудобо произносимым) языком, не пишут и никог да не писали стихов. А может быть, и вооб ще не любят стихи. Мне скажут — не все пишут стихи и не всем дано любить их. Правильно, но ведь живая-то разговорная речь, какой мы пользуемся в нашем обихо де, ведь хорошая устная речь этой нескла дицы не знает! Обычно человек на ходу, с быстротой счетно-решающего устройства подбирает и складывает слова так, что это сочетание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2