Сибирские огни № 11 - 1972
просторы, где только и мыслимо достигнуть единства технических достижений, соци альных и нравственных ценностей. Эссеист, как мне кажется, не может ос таваться равнодушным к социальным по следствиям научного и технического прог ресса. Орлову-художнику недоставало вдум чивого этического подхода, который исклю чает одностороннюю патетику, пренебрегаю щую глубоким анализом возникающих противоречий. Но, кажется, в «Образах автоматизации» сделан некий шаг и в эту сторону. Орлов рассказывает, как к его квартирному телефону подключили опытный экземпляр «механического секретаря». При бор принимал сигнал (звонок), поднимал трубку, рекомендовался тому, кто был на другом конце провода, и предлагал запи сать сообщение. Тотчас же на полминуты подключалась магнитофонная лента. Обна ружилось, во-первых, что короткой ленты, как правило, хватает для того, чтобы запи сать информацию, а это дало автору повод ааключить, что огромная энергия тратится людьми впустую, по причине неделовито- сти и суесловия. Но вот еще каково влия ние техники, внедряемой в личный быт: все собеседники механического секретаря обра щались к нему на «Вы» и в заключение го ворили: «Спасибо!» А домашние называли механического секретаря ласковым человече ским именем. Посчитаем, что этот шутливый вывод о нравственном влиянии технического прогрес са поможет Вл. Орлову, как эссеисту, и он навсегда разучится изолировать обожаемую им технику от социальных проблем. Но "по следние — всегда п р о б л е м ы , т. е нере шенные вопросы нашей действительности, противоречия, ущерб, часто человеческая боль. Сидевший в душе Орлова-популяри- затора одописец до сих пор пренебрегал всем, что нельзя описать как завершающую победу, как достижение, да еще такое, в котором якобы нет и следа заложенного в нем нового противоречия. А в жизни такого не бывает, да и искусству, отражающему действительность, не к чему обеднять себя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2