Сибирские огни № 11 - 1972

создавались давления в сотни атмосфер при температуре в сотни градусов ради то­ го, чтобы повторить атмосферные условия Венеры, где «водопадом должен бы литься свинец». И еще одно уникальное наблюдение. Автору посчастливилось находиться у проводов трансляции при вхождении в атмосферу двух предыдущих станций. По его словам, он поразился лаконизму этих, стоивших таких усилий, обратных связей с далекой звездой. Однако и эти, сразу же прерванные сообщения, были необходимы и с о д е р ж а т е л ь н ы , ибо позволили уче­ ным и конструкторам усовершенствовать очередную «Венеру». Ее освободили от ап­ паратных «излишеств», нарастили броневую защиту для спускаемого на Венеру аппара­ та, доведя его вес до ста килограммов. Задача Вл. Орлова была в том, чтобы сделать для читателей зримыми усилия всех тех, кто подготовляет каждую земную акцию в космосе. Но именно наблюдения и образы, подобные двум последним, и долж­ ны были стать осью очерка, оттеснив все уступки дешевому вкусу, вроде подвенеч­ ных платьев «Венер», а также натянутых литературных ассоциаций и наивных, ре­ шительно никому ненужных, попыток изоб­ разить технический прогресс в изучении космоса как успех одних отечественных ученых, будто бы изолированный от дости­ жений всей мировой науки (особенно гре­ шит этим очерк «Наука раскрывает гори­ зонты») . В чисто популяризаторском жанре Вл. Орлов написал — и на отличном уровне — «Сто вариаций на тему старой сказки». В этой книге рассказано содержательно и увлекательно о научных открытиях, за­ трагивающих такие явления природы, как тень, эхо, солнечные зайчики, пена и др., о том, как эта «мелюзга из сказки» начина­ ет эффективно работать на человека. В «Ста вариациях» встретишь не одну поэтическую находку, но автор, видимо, не ставил перед собой задачи обобщить подня­ тый им разнообразнейший материал науч­ ных поисков и открытий единой мыслью, системой образов. Именно последнюю цель преследовал Вл. Орлов, работая над «Образами автома­ тизации», напечатанными в двух номерах «Знамени», позднее вышедшими отдельным изданием. Автор знакомит нас с научным прогрессом в той сфере, где техника подме­ няет трудовые усилия человека, постепенно внедряясь и в сферу умственную, творче­ скую. Из этого очерка мы узнаем много нового (не для специалиста) о прогрессе автоматики. Познакомимся с принципами действия множества машин: той, например, которая преобразует печатный текст в электросигналы, после чего они вводятся в автомат; или с цифровыми станками, ко­ торые в ходе работы самонастраиваются, самосовершенствуются. Особое место занимают в этом обзоре разнообразные машины из семейства ЭВМ, в частности те, которые призваны управ­ лять производственным процессом, цехом, заводом, в принципе — целыми отраслями. Этим машинам присуща геометрическая сметка, понятливость, безукоризненная ло­ гика, бессонная бдительность, длинные ру­ ки —•обо всем этом нам автор рассказывает убедительно, наглядно и в то же время поэтично. Правда, следуя привычке, кото­ рую я обнаружил в его газетных очерках, Вл. Орлов избегает говорить о реальных препятствиях, которые выявились в процес­ се применения управленческих машин и за­ висят, видимо, не от того, что машины еще «не доведены» до своего оптимума, а от того, что применение их упирается в не­ достатки социального механизма, скажем: в низкую дисциплину труда, в безалабер­ щину, нарушающую технологию соседних процессов, в бюрократическую систему уп­ равления большими хозяйственными объек­ тами, в неналаженность технического снаб­ жения, а также несовершенство планиро­ вания. Автор, прослеживая прогресс автомати­ зации, конструирует ряд обобщенных обра­ зов. Я вижу, как на подступах к главной теме возникают наблюдения такого, напри­ мер, ряда. Еще не так давно в каталогах радиопромышленности простые резисторы и школьные реостаты именовались «прибора­ ми». Сегодня даже сложнейшие электриче­ ские приборы с тонкой органикой, сверх­ чистыми металлами и полупроводниками именуются просто радиодеталями. Учебники определяют машину лаконично, как струк­ туру. Из старинного документа Орлов вы­ писывает описание башенных часов с фи­ гурой человека: сплошные эмоции, полет фантазии! Но после бесед с акад. Артобо­ левским, виднейшим специалистом по авто­ матике, автор склоняется к мысли, что древние эмоциональные строчки о часах чем-то ближе подходят к характеристике современных машин, ибо они, как и Поэзия, устремлены вдаль. Но вот, пожалуй, потолок этого эссе об автоматике: «Будущее в той революционной техно­ логии, при которой рождение (машины) происходит не в ходе грубой сборки, а в процессе постепенного становления, напоми­ нающего развитие эмбриона. Технология эта возникла в мире электронных приборов. Предоставив небывалую свободу в обра­ щении с материалом, она открыла путь к созданию объектов невиданной сложности. У нее есть свои накладные расходы. Брак нельзя исправить, так что всякое наруше­ ние безнадежно губит развитие эмбриона. А поэтому технология должна литься как мелодия, где немыслима фальшивая нота. А поэтому нужно устранить пережитки тех­ нической анархии прежних цехов, превра­ тив цеха в святилища технологии». Это одно из обобщений того порядка, о котором говорит теоретик эссе Б. Бергер. Оно расталкивает круг узких, чисто техно­ логических понятий и выводит мысль на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2