Сибирские огни № 11 - 1972
линия, а обширная пограничная зона, в ко торой живут гибриды нескольких жанров, о принадлежности которых к искусству или к науке можно почти с равным правом ска зать и «да», и «нет». Гибриды существуют, не испрашивая у литературоведов лицен зий, в которых заодно был бы указан ре цепт, пропорции смешиваемых жанровых признаков. Сказанное в полной мере адресуется и к некоторым п]$оизведениям популяризаторов науки. Хочу здесь выделить безусловно одаренного и ., эрудированного автора — Владимира Орлова. Этот популяризатор науки иногда успешно вторгается в худо жественную литературу. Вл. Орлова, безусловно, влекут к себе репортажи, которые при удаче могут, как известно, вырасти в художественные очер ки, Он предается философским размыш лениям по поводу прогресса науки и техни ки, прибегая к художественным, литератур ным образам, а ведь в этом часто выража ется суть эссе. В журнале «Знамя» Орлов опубликовал «Образы автоматизации» с подзаголовком, звучащим чуть иронично: «Философские репортажи». Подчас в замет ках нашего популяризатора науки встреча ешь даже намек на лирику (именно на лирику, а не на пафос!), и тогда в центре повествования оказывается сам автор, об очередном чуде техники мы узнаем ч е р е з е г о в о с п р и я т и е . Наконец, Орлов вла деет образной речью, язык его насыщен метафорами. Правда, все названные элементы подлин ного очерка или эссе живут в большинстве произведений Вл. Орлова короткой жизнью: трибуной скоро овладевает популяризатор науки, если не газетчик. Голос Орлова-ху- дожника звучит пока робко, несвободно, неорганично. Он как-то не может доверить ся эссе, содержание которого никогда пол ностью не исчерпывается прямой информа цией о науке. Часто автору недостает вку са, и тогда робость художника оборачивает ся газетной крикливостью. В этих случаях очерки Вл. Орлова начинают пестреть брос кими, отнюдь необязательными и несамо бытными метафорами, привычными газетны ми оборотами,— а ведь они, как любые шаблоны, абсолютно противопоказаны ис кусству эссе. Я перечитал несколько газетных очерков Вл. Орлова — в свое время они запомни лись, видимо, как яркие пятна посреди га зетного листа, часто заполняемого безлич ной информацией, перемежаемой стандарт ными восторгами репортеров. «Паломниче ство к Венере» — очерк, рассказывавший об огромном событии в космическом экспери менте («Венера-7» прошла сквозь атмосфе ру Венеры, подавая информацию из самого пекла). Этот очерк наделен, мне кажется, утрированными недостатками, тогда как безусловные достоинства вроде бы стыдли во укрыты от читателей. Этот — если обра титься к старой газетной рубрике — фелье тон напечатан был п о с л е многих заме ток, репортажей и статей, посвященных «Венере-7». А между тем содержит скром ную, в основном, информацию, безудержно разукрашенную всяческими словесными изо щрениями и необязательными, в сущности, литературными ассоциациями. Приведу примеры этой словесной росписи подлинно величественного события. Тут и космичес кий марафон длиной в десятки миллионов километров; и магическое зеркало, которое подносили к лику таинственной звезды прежние ракеты, наблюдавшие Венеру с расстояния, хотя бы и близкого; и туман ная вуаль загадочной венерианской атмос феры, которую 200 лет назад первым (?) разглядел Ломоносов. Нашлось неплохое, но в общем-то и неглубокое, обозначение полетов на луну как р а з м и н к и перед вторжением в атмосферу свободного небес ного тела вселенной — Венеры. Затем ав тор свидетельствует, что он сам наблюдал, как в мастерских космического центра де вушки-работницы кроили торжественно и трепетно, будто подвенечное платье, первый венерианский парашют. Целый столбец га зетного подвала отдан так и напрашиваю щейся ассоциации (однажды уже возник шей в тексте): «Венера-7» — «Венера Ми лосская». На этот раз автор подробно пересказывает Глеба Успенского: нетленная красота античной скульптуры помогла нрав ственно выпрямиться герою рассказа, кото рый охарактеризован Вл. Орловым как маленький человек дореволюционной Рос сии, угнетенный и приниженный эксплуата торским строем. Далее, согласно всем правилам риторики, автор ведет читателя к эффектной концовке своего фельетона: «Ге рой Глеба Успенского увидел в гениальном античном образе бесконечные перспективы человеческого совершенствования; античный скульптор совершил бессмертный подвиг в постижении человеческого естества; теперь коллективы и ученые страны социализма, создав космическую каравеллу «Венера-7», совершили подвиг в постижении мирозда ния. Это они пригласили человечество к паломничеству на Венеру». Думаю, читателя , покоробит от такого тривиального хода мысли газетчика. Спрашивается: зачем же я выбрал у Орло ва, который иногда поднимается в популя ризации науки к граням эссеистского искус ства, именно этот газетный фельетон? Как ни странно, в этом самом очерке, напе чатанном в газете, я нахожу несколько необыкновенных наблюдений, интересных мыслей, впечатляющих образов. Какому литератору, обладающему к тому же фун даментальным техническим образованием, дано еще вести репортаж из центра косми ческих исследований? Владимир Орлов присутствовал при запуске всех трех «Ве нер», ему разрешали знакомиться с подго товительными работами. Орлову веришь, когда он рассказывает, что в памяти его не изгладится образ чудовищного автоклава, врытого в землю, в котором велись предва рительные испытания. В этом адском котле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2