Сибирские огни № 11 - 1972
графическими отступлениями, наполненными приметами времени, места, чертами, типич ными для русско-грузинской молодежи, всту павшей в сознательную жизнь вместе с Фев ральской и Октябрьской революциями 1917 года. «Никто из нас не хотел быть «примити вом», никто не согласился бы на чин «на ивного реалиста». Это казалось просто неин теллигентно Интеллигентность же начина лась от Канта. Его философия ветвилась сквозь весь XIX век, пронизывая интелли генцию всех стран, порождая все новые тол кования и варианты... Она принимала слож нейшие формы, испещренные формулами высшей математики. К ней примыкали про фессора точных наук, такие как Гельмгольц; ее критикуя, из нее исходили такие, как фи зик Мах, завоевавший на свою сторону множество физиков, химиков, биологов/. Даже целые группы марксистов вводили критицизм в свой арсенал. А искусство? Таинственный человек, знаток астрологии и астрономии, мистик и химик, поэт и ис торик, голос которого долетал до молоде жи как вещий, сам Андрей Белый, в ми ру — Борис Николаевич Бугаев, один из высших адептов символизма, писал о кри тицизме, сиречь о кантианстве... И за ним виделись нам Валерий Брюсов, проникав ший бездны тысячелетий и бездны таин ственных мистериальных страданий, мастер, повелевавший стихом, как Зевс громами..! И неотмирный, вошедший в каждого из нас, как тайна женщины и тайна гибели,— Александр Блок, обладавший еще тем обаянием, что был не только самый пре красный поэт, но, как все символисты —■ человек высшей образованности... Сколь велика власть особости над юны ми умами! Как много значил для нас ду ховный вождь, которому можно быть вер ным, как верен вассал сюзерену! Белый. Блок и Брюсов были для меня сюзеренами Я искал у них решения тайн. Мне ка залось, именно они — стражи искусства и науки — должны открыть передо мною путь к истине. Я старался изо всех сил произвести с мо им мозгом ту операцию, от которой мир должен был мне предстать как порождение моего собственного сознания. И не мог. Это го и не мог1 Я был очень здоровым парнем, мне приходилось зарабатывать скудные гро ши силой моих рук, девушки проходили пе редо мной одна другой прекрасней, и кан тианство у меня не получалось! Как я стыдился своего наивного реализма! «Тяже ловоз... першерон, примитивный битюг!» — так ругал я себя, но Гоген и Риккерт мне не давались, хоть плачь! И на семинаре Целебериссимуса я ждал, что просвещусь, что посвящусь» Думается, читатель теперь увидел, кто, с какой целью, какими средствами взялся писать историю становления мольного ин теллигента из той среды, к которой принад лежал Борис Агапов; к чему понадобились экскурсы в историю философии, отнюдь не переписывающие учебники. Б. Агапов в юности печатал стихи, позже, в Москве, вступил в группу конструктивистов и увлек ся сочинением творческих манифестов. Еще позже, по его признанию, он почувствовал себя в некоемом вакууме и со страстью окунулся в жизнь строек, производства, с трепетом душевным наблюдал происходя щие в стране социальные сдвиги. Он стал поэтом технического прогресса, не прекра щая бороться за полное осмысливание жиз ни в философских и образных категориях,— этим он выделялся среди молодых (в то время) литераторов. На первый взгляд,. Б. Агапова в какой-то период удовлетворя ли простейшие одночленные формулы, но- внутренняя работа души продолжалась. Те перь на полотно наносятся фрагменты слож ной картины действительности; завершенная,, при всех противоречиях и многообразии вариантов, позаимствованных у жизни, она прозвучит, очевидно, как гимн человеческо му разуму, создателю второй природы, срав нявшемуся с богом (этот афоризм Гегеля всегда нравился Агапову). Так складывается, может быть, несколь ко идеализированная, но, во всяком слу чае, примечательная автобиография и одно временно— очерк нравов; рассказ об идеях и ценностях, разделяемых одно время ве сомой группой интеллигенции, молодежью; и в то же время — экскурс в предысторию научно-технической революции. IV. У САМОЙ ГРАНИ НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Популяризация науки, как ни важна функция, ею выполняемая, как талантливо ни написаны многие книги этого жанра, ка кой интерес они ни вызывают у читателей (вспомним Перельмана!), остается все-таки за границами искусства. Однако я отстаи ваю, прямо-таки как символ веры, и такую мысль: границы между жанрами условны, непостоянны, зыбки. До сих пор меня, прав да, больше интересовала диффузия, сущест вующая между жанрами самой художе ственной литературы. Мой протест против ходовых дефиниций, раз и навсегда отделя ющих очерк от рассказа, подсказан убеж дением, что цель таких жестких формул — вывести очерк из-под власти критериев, гос подствующих в мире Поэзии. Но я уже- приводил суждение Белинского об условно сти границ между литературой и наукой: по мере приближения произведения к той или другой сфере, накапливаются признаки, генетически связанные то с наукой, то с литературой. Однако ошибочно искать не кую точку, линию, м о м е н т , когда жанр окончательно определился и можно с пол ной уверенностью отнести произведение и л и к литературе, и л и к популяризации науки. На самом деле, это не точка, не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2