Сибирские огни № 11 - 1972
В действительности, как мы знаем, су ществует немало гибридов. Границы между научной популяризацией и художественным произведением «о науке» подчас так же ус ловны, как граница между рассказом и очерком (А. М. Горький). Обо всем этом недвусмысленно писал Белинский: «Хотят видеть в искусстве своего рода умственный Китай, резко отделенный точными грани цами от всего, что не искусство в строгом смысле слова. А между тем, эти погранич ные линии существуют больше предполо жительно; по крайней мере, их не ука жешь, как на карте границы государства. Искусство, по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно те ряет нечто от своей сущности и принимает в себя сущность того, с чем граничит, так что вместо разграничивающей черты яв ляется область, примиряющая обе стороны». Косвенно и мне пришлось участвовать в дискуссии о научно-художественном жан ре, поскольку в одной из своих книг я за ключил слова «научно-художественный жанр» в кавычки и из всех произведений этого рода подверг художественному разбо ру только «Три судьбы» Анны Ливановой. Но теперь признаю: за 10 лет безмерно уси лилось значение науки в нашей жизни, ее часто рассматривают теперь как произво дительную силу общества, кроме того, созда на литература, способная оправдать наиме нование научно-художественной — без вся ких скидок и кавычек, причем отличные про изведения этого рода написаны часто теми самыми авторами, которые высказываются за приоритет популяризации науки — «в высшем плане». Разумеется, после такого введения уме стно перейти к художественным разборам тех произведений «о науке», ближайшим родовым понятием которых можно назвать художественную прозу, художественный очерк. Среди этих книг читатель не найдет «Не избежности странного мира» Данина, произ ведения великолепного, наложившего свой отпечаток на мышление целого поколения интеллигентов (во всяком случае — гума нитариев), несравнимого с другими, при надлежащими к этому жанру... Впрочем, ка кому жанру? К популяризации науки, к эссе? Это и сегодня остается для меня за гадкой.I. II. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ УЧЕНОГО Возможно, Д. Данин изменил в чем-то свои взгляды на научно-художественный жанр. Однако своим оппонентам в печати он не ответил. И я вправе сопоставить от личную книгу «Резерфорд», в которой Да нин выступил как писатель, с «моделью жанра», сконструированной тем же авто ром пятью годами раньше. Оговорюсь, что первенствующее значение я всегда придавал не литературным манифестам, а самим ху дожественным произведениям, ибо послед ние (по крайней мере, лучшие их образцы) никогда не рождались как иллюстрации к теоретическим, литературоведческим и да же мировоззренческим концепциям автора. Писатели, создавая их, подчиняются логи ке художественных образов; материал, на блюдения, впечатления в какой-то мере вы ступают как бы в качестве «соавторов». Вообще, авторские удачи и неудачи не сле дует выводить прямолинейно из достоинств и недостатков исповедуемой автором кон цепции. Примеров, подтверждающих эту мысль, великое множество. Я уж не гово рю о «легитимизме» Бальзака. Напомню о творчестве Г. Успенского, считавшего себя народником, о стихах Маяковского, никак не укладывавшихся в рамки ЛЕФа. И в этой связи — еще следующие строчки из письма Ленина Горькому (1908 г): «Кроме того, я считаю, что художник может по черпнуть для себя много полезного во вся кой философии. Наконец, я вполне и безу словно согласен, что в вопросах художе ственного творчества Вам все книги в руки, и что, извлекая э т о г о рода воззрения и из своего художественного опыта, и из филосо фии, хотя бы и идеалистической. Вы може те прийти к выводам, которые рабочей пар тии принесут огромную пользу». Со времен Плутарха жизнеописания сло жились в особый отдел литературы, отве чающей любознательному читателю одно временно на оба его вопроса; чего достоин герой? кто он? Значит, развернутые жизне описания осветят не только время, среду, обстоятельства, в которых действовал герой, его вклад в науку, или в ход исторических событий, или в искусство, —■но и личность, характер героя и особенности общества, его породившего. Авторы таких жизнеописаний располагают богатейшими документальными материалами — историческими и биографиче скими, но неизменно призывают на помощь еще и художническое в о о б р а ж е н и е . Дела и личность Резерфорда, великого физика конца XIX и первой трети XX века, чье имя стоит в одном ряду с Фарадеем, Эйнштейном, Планком, Нильсом Бором, за печатлены во множестве научных трудов, в переписке и в воспоминаниях современни ков. Но Данин-писатель, разумеется, не ог раничился документальным материалом. Из последнего, с помощью воображения, а иног да и вымысла, он построил впечатляющий образ Резерфорда. Книгу свою он начинает с эпизода из жизни стареющего Резерфорда, записан ного одним из его «мальчиков». Однажды «проф», «папа», «крокодил» (так за глаза, но и не очень таясь, звала ученого его «команда», а П. Капица даже приказал на здании своей лаборатории в Кавендише вылепить барельеф крокодила), оттолкнув ассистента, завладел прибором, но на этот раз его гениальные руки дрожали, и асси стент, впервые за 18 лет, увидел, что учи тель чего-то не может, Грозно-беспомощ ный Резерфорд кричал: «Кроу, какого
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2