Сибирские огни № 11 - 1972

лый результат. Личность автора исчезает, эмоциональность и неповторимость пред­ ставляются «архитектурными излишества­ ми». Нельзя пропустить ни одной ступень­ ки в цепочках силлогизмов. Такой стиль держит читателя в «ежовых рукавицах». По Гете (Фауст): Чтоб тихо он без лишних дум И без пустого нетерпенья Вползал по лестницам мышленья... I Печально, что многие авторы, популя­ ризирующие науку, видят свою святую обя­ занность не в том, чтобы побудить читате­ ля самому мысленно проделать тот слож­ ный и порой мучительный путь исканий по каменистым тропам науки, а в том, чтобы приготовить читателю блюдо из «жа­ реных рябчиков абсолютной науки» под гарниром надуманных диалогов, под соусом анекдотцев и баек из жизни ученых, объ­ ясняющих устройство атомного ядра или теорию относительности на уровне ясель­ ного мышления. Такой язык, невозможный в науке, противопоказан также и научной популяризации. Даниил Данин: Суть научных проблем искусству, художественной литературе — без надобности. Наука, к тому же, равно­ душна к собственной истории. Все отверг­ нутое, использованное будто бы перестает существовать в сегодняшних формулах. Вот этим бы и заняться писателю: как ученые выбились на истинный путь познания при­ роды? Художественная литература удов­ летворяется конфликтом «Человек и Приро­ да» в самой общей постановке вопроса. Конкретное течение схватки за истину не­ доступно искусству. Оно обычно засекре­ чивает, затемняет, окружает ореолом недо­ ступности те силы и явления природы, с которыми герой ведет борьбу. Научно-ху­ дожественной литературе важен познава­ тельный аспект этой борьбы. У автора нашего жанра часто возника­ ют губительные для его дела соблазны: !. Беллетризировать произведение, изобра­ зить ученого во всем его человеческом мно­ гообразии, не ограничивая себя лишь теми чертами героя, которые помогли ему в от­ крытии новых путей науки. 2. Пытаться изобразить картину науки (или одной ее отрасли) во всей полноте, со всей, прису­ щей знанию, красоте неумолимой логич­ ности. Может быть, следует искать выход в мыслях Горького? Быть существом мысля­ щим — безусловная обязанность человека. У образного научно-художественного мыш­ ления — широчайшие перспективы. Юрий Вебер: Автор научно-художествен­ ного жанра черпает свои средства выраже­ ния из общей шкатулки словесности (отбор, пропорции, чувство меры, толстовское «чуть-чуть» и т. д.) Художественная цель диктует средства. А. Шаров захотел пере­ дать драму и героику борьбы русских вра­ чей против чумы и написал произведение, склоняющееся по жанру больше к очерку — «Жизнь побеждает». Б. Агапов в «Техниче­ ских рассказах» в начале 30 гг. раскрыл романтику технического поиска не в судь­ бах отдельных людей, а в коллективных усилиях многих. У Н. Н. Михайлова в кни­ ге «Иду по меридиану» ведущим стало ли­ рическое выражение авторского «я», под­ чинившее себе все остальное, тогда как в других его книгах личность автора намечена тонким пунктиром. Такой же выбор средств, подчиненный задаче каждого произведения, характерен для всей художественной про­ зы. Не стоит отделять научно-художествен­ ный жанр от всей остальной художествен­ ной литературы искусственными заборами. Данин напрасно набрасывает тень подозре­ ния на беллетристические приемы. Ложная, пустая беллетристика плоха повсюду — и в романе, и в научно-художественном про­ изведении. Александр Шаров: Ошибка Данина в V om , что он ищет линию разграничения жанров, тогда как самые интересные наход­ ки ждут нас на стыках жанров. В сюжет­ ный роман современная физика вмещается с трудом. Да и зачем науке тесниться? В произведение, продолжающее традиции «Былого и дум», наука войдет органиче­ ской частью: сегодня она — боль и дума современного человечества. Генрих Волков: Важнейшим показателем «здоровья и силы» современной экономики является уже не вооруженность техникой сама по себе, а вооруженность инженеров, рабочих, служащих — знаниями. На Но­ рильском горно-металлургическом комби­ нате я видел, как самая современная тех­ ника, созданная по последнему слову науки, оказывалась фиктивной там, где уровень технических знаний персонала не­ достаточен. Научно-техническая революция требует, чтобы уровень технических, эко­ номических, социологических, эстетических массовых знаний, наконец, характера сов­ ременного мышления опережал уровень технической вооруженности. Во всем мире «вложения в человека», в сферу распро­ странения знаний считают теперь наиболее эффективным, прибыльным делом. Нетрудно заметить: 20, 10 и 2 года то­ му назад спор шел, в сущности, об одном и том же: представляет ли «научно-худо­ жественный жанр» талантливую, вырази­ тельную популяризацию науки или вырос в раздел художественной прозы, художе­ ственного очерка? Читатель, наверно, не удивится, что все симпатии автора этой статьи отданы вто­ рой концепции. Короче говоря, я интере­ суюсь здесь теми научно-художественными произведениями, которые входят в «поэ­ зию». Это нисколько не мешает признать научно-популярные книги не только полез­ ными, необходимыми, но подчас написан­ ными с блеском литературного таланта.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2