Сибирские огни № 11 - 1972
лый результат. Личность автора исчезает, эмоциональность и неповторимость пред ставляются «архитектурными излишества ми». Нельзя пропустить ни одной ступень ки в цепочках силлогизмов. Такой стиль держит читателя в «ежовых рукавицах». По Гете (Фауст): Чтоб тихо он без лишних дум И без пустого нетерпенья Вползал по лестницам мышленья... I Печально, что многие авторы, популя ризирующие науку, видят свою святую обя занность не в том, чтобы побудить читате ля самому мысленно проделать тот слож ный и порой мучительный путь исканий по каменистым тропам науки, а в том, чтобы приготовить читателю блюдо из «жа реных рябчиков абсолютной науки» под гарниром надуманных диалогов, под соусом анекдотцев и баек из жизни ученых, объ ясняющих устройство атомного ядра или теорию относительности на уровне ясель ного мышления. Такой язык, невозможный в науке, противопоказан также и научной популяризации. Даниил Данин: Суть научных проблем искусству, художественной литературе — без надобности. Наука, к тому же, равно душна к собственной истории. Все отверг нутое, использованное будто бы перестает существовать в сегодняшних формулах. Вот этим бы и заняться писателю: как ученые выбились на истинный путь познания при роды? Художественная литература удов летворяется конфликтом «Человек и Приро да» в самой общей постановке вопроса. Конкретное течение схватки за истину не доступно искусству. Оно обычно засекре чивает, затемняет, окружает ореолом недо ступности те силы и явления природы, с которыми герой ведет борьбу. Научно-ху дожественной литературе важен познава тельный аспект этой борьбы. У автора нашего жанра часто возника ют губительные для его дела соблазны: !. Беллетризировать произведение, изобра зить ученого во всем его человеческом мно гообразии, не ограничивая себя лишь теми чертами героя, которые помогли ему в от крытии новых путей науки. 2. Пытаться изобразить картину науки (или одной ее отрасли) во всей полноте, со всей, прису щей знанию, красоте неумолимой логич ности. Может быть, следует искать выход в мыслях Горького? Быть существом мысля щим — безусловная обязанность человека. У образного научно-художественного мыш ления — широчайшие перспективы. Юрий Вебер: Автор научно-художествен ного жанра черпает свои средства выраже ния из общей шкатулки словесности (отбор, пропорции, чувство меры, толстовское «чуть-чуть» и т. д.) Художественная цель диктует средства. А. Шаров захотел пере дать драму и героику борьбы русских вра чей против чумы и написал произведение, склоняющееся по жанру больше к очерку — «Жизнь побеждает». Б. Агапов в «Техниче ских рассказах» в начале 30 гг. раскрыл романтику технического поиска не в судь бах отдельных людей, а в коллективных усилиях многих. У Н. Н. Михайлова в кни ге «Иду по меридиану» ведущим стало ли рическое выражение авторского «я», под чинившее себе все остальное, тогда как в других его книгах личность автора намечена тонким пунктиром. Такой же выбор средств, подчиненный задаче каждого произведения, характерен для всей художественной про зы. Не стоит отделять научно-художествен ный жанр от всей остальной художествен ной литературы искусственными заборами. Данин напрасно набрасывает тень подозре ния на беллетристические приемы. Ложная, пустая беллетристика плоха повсюду — и в романе, и в научно-художественном про изведении. Александр Шаров: Ошибка Данина в V om , что он ищет линию разграничения жанров, тогда как самые интересные наход ки ждут нас на стыках жанров. В сюжет ный роман современная физика вмещается с трудом. Да и зачем науке тесниться? В произведение, продолжающее традиции «Былого и дум», наука войдет органиче ской частью: сегодня она — боль и дума современного человечества. Генрих Волков: Важнейшим показателем «здоровья и силы» современной экономики является уже не вооруженность техникой сама по себе, а вооруженность инженеров, рабочих, служащих — знаниями. На Но рильском горно-металлургическом комби нате я видел, как самая современная тех ника, созданная по последнему слову науки, оказывалась фиктивной там, где уровень технических знаний персонала не достаточен. Научно-техническая революция требует, чтобы уровень технических, эко номических, социологических, эстетических массовых знаний, наконец, характера сов ременного мышления опережал уровень технической вооруженности. Во всем мире «вложения в человека», в сферу распро странения знаний считают теперь наиболее эффективным, прибыльным делом. Нетрудно заметить: 20, 10 и 2 года то му назад спор шел, в сущности, об одном и том же: представляет ли «научно-худо жественный жанр» талантливую, вырази тельную популяризацию науки или вырос в раздел художественной прозы, художе ственного очерка? Читатель, наверно, не удивится, что все симпатии автора этой статьи отданы вто рой концепции. Короче говоря, я интере суюсь здесь теми научно-художественными произведениями, которые входят в «поэ зию». Это нисколько не мешает признать научно-популярные книги не только полез ными, необходимыми, но подчас написан ными с блеском литературного таланта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2