Сибирские огни № 11 - 1972
Юрий Вебер: Нет, человек всегда оста ется главным субъектом произведения. И писатель, и читатель не откажутся от эмо ционального постижения научных открытий, их волнуют переживания ученого. Идеи не саморождаются, носители идей — всегда люди. И «драма идей» — это, конечно же, драма человеческих надежд, находок, оши бок, непониманий, жестких столкновений. Вот и у самого Данина, писателя, а не кри тика, встречаешь в «Добром атоме» под тверждение этой мысли. Однажды Мария Кюри спросила мужа — друга и учителя,— каким бы он хотел видеть радий, то таин ственное, непрерывно излучающее энергию вещество, в поисках которого проходила год за годом жизнь супругов-исследовате- лей. Пьер Кюри ответил: — Знаешь, Мари, мне хотелось бы, что бы оно было очень красивого цвета. Вот так: переживание есть форма позна ния — у читателей художественной лите ратуры. Александр Ивич: Если писатель сделал свою книгу только объектом познания, но не переживания, он своей художнической задачи не решил. ' Александр Шаров: Наука, пока она не стала всеобщей, есть всего лишь приближе ние к истине. И тут коренится элемент субъективный, неотделимый от личности, от характера ученого. Не бывает так, что бы изображать искания ученого, игнорируя его самого как личность. А. Смирнов-Черкезов: Ложно и опасно утверждение, что в научно-художествен ном произведении писатель обязан быть по пуляризатором науки. Научно-популярный очерк, даже блестяще написанный, к искус ству ровно никакого отношения не имеет. Жанр соответствует типу авторского мыш ления. По И. П. Павлову, «жизнь отчетли во указывает на две категории людей: ху дожников и мыслителей. Одни, художники во всех их родах, захватывают живую дей ствительность целиком, сплошь, без всяко го дробления, без всякого разъединения. Другие, мыслители, именно дробят и тем самым умерщвляют ее, делая из нее какой- то временный скелет, и затем постепенно, снова собирают его по частям и старают ся оживить; вполне это им так и не уда ется». 1 Юрий Вебер: Литература уже не пер 1 Может быть, стоило бы напомнить, что Белинский различал, но уже в пределах лите ратуры. дна типа талантов. В одном из них преобладает могущество мысли, тогда как худо жественная манера верно схватывать явления действительности —только второстепенная, вспо могательная способность, несостоятельная для самобытной деятельности. Эти таланты «умеют доводить ум до поэзии», они так же естествен ны, как и таланты чисто художественные. Их деятельность образует особенную сферу искусст ва, в которой фантазия является на втором месте, а ум — на первом. Эти соображения, опе редившие «интеллектуализацию прозы» на сто лет, бесспорно могут быть приложены к «научно художественному жанру» и, кстати, служат воз ражением категори,*еским суждениям А. И. Смир- нова-Черкезова.— В. К. вый день решает задачу: Человек и его Де ло. Она изображает политических деяте лей, финансистов, прокуроров, мореплава телей, геологов, врачей, летчиков... подроб ности судопроизводства, технику биржевых спекуляций, ритуал морской службы. На наших глазах во владения эстетики вошел человек индустриального труда с его спе цифическим делом, с его особыми коллизи ями. Художественная литература все более отказывается от того подчеркнутого равно душия к профессиональным, служебным за нятиям своего героя, какой провозглашал, скажем, Андрей Белый, когда писал о своем герое: «Он заведовал где-то там провиан- тами». Марк Поповский (1970 г.): Мы должны писать об ученых, а не только об итогах их труда. Прежде всего потому, что роль личности в науке — огромна. Нельзя закры вать глаза на то, что многие научные побе ды (а равно, и ошибки) возникают как прямое следствие характера исследователя, его воспитания, нравственного и культурно го уровня, образа мышления, симтя'-нб и антипатий. Научная истина объективна, но творцам ее —живым людям — присущи все человеческие достоинства и слабости... Читателей занимает, прежде всего, к а к ин женер, физик, биолог преодолевают сопро тивление материала и сопротивление тради ции, как черты их личного характера сказы ваются на окончательном продукте науки. Мы ни в коем случае не должны уклоняться от этого социального заказа. Даниил Данин: Писатель не должен, не может говорить о науке ее языком. В на учном языке формулы и термины — ке ар хитектурные излишества. Математическое одеяние закона постоянства скорости све та скроено как набедренная повязка дика ря: V—С. Писателю это и недоступно и не нужно. Он владеет языком искусства и с его помощью открывает мир как бы заново, умеет говорить о вещах точно и вырази тельно. Собственный язык науки только оп ределяет явления, «несобственный» — изо бражает! Так, музыка может рассказать о тишине, а немая живопись — о яростном грохоте боя. Так, в баснях животные на самом деле рассказывают о человеке, так словами ненависти к войне поэзия расска зывает о любви к жизни, а сказочные сю жеты говорят о реальности. В научно-ху дожественном произведении писатель будет говорить «несобственным» языком науки. Юрий Вебер: «Несобственный» язык на уки, на который переходит писатель, не яв ляется, конечно, отличительной чертой на учно-художественной литературы, он пре- надлежит всему искусству. Генрих Волков (1970 г ): Язык самой науки формировался под могучим давлени ем потребностей техники, чтобы изложенное можно было бы легче формализовать, под вергнуть количественной обработке, занести на перфокарту. Тут важен часто лишь го
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2