Сибирские огни № 11 - 1972
как часто мы не умеем отдыхать в полную меру, культурно! Да, работать умеем зчо- рово, а отдыхать не научились. Нет слов, праздников у нас очень много, но отмечают ся они чаще всего торжественным заседа нием на предприятиях, концертом и накры тием стола с выпивками и закусками. А ес ли взять праздники профессиональные, то их замечаешь только по листку календаря, по упоминанию в печати да специальным передачам по радио и телевидению. Это не соответствует самому социальному пред назначению праздника. Праздничный обряд должен быть эмоционально, эстетически оформлен. И здесь опять-таки приходится обращаться к святой старине с ее «масле ницей» (блины, катание), с «рождеством» (ряжение), с пасхой (крашение яиц, цело вание), «петровками» (украшение берез ками) . В наши дни некоторые праздники тоже начинают приобретать свою индивидуаль ность, конкретность, скажем, проводы зимы, 8-е марта. Тот же Воронежский хор клуба «Строитель» разработал сценарий праздника «Человек родился», «Праздника русской бе резки». Много внимания уделяет созданию праздничного репертуара и Пензенский са модеятельный народный хор под руковод ством О. Гришина, им созданы такие песни, как «Русская зима» и ставшая известной лирическая песня «Восемнадцать лет». И все же эстетический заряд не будет в достаточной степени сильным, если празд ник не будет ареной массового эстетическо го творчества. У нас часто можно слышать: «Хочешь эстетически развиваться — ходи в кино, театр, слушай музыку, читай художе ственную литературу»... Красота, мол, сама откроет перед тобой все свои тайны. Но вот идет человек в концертный зал, слушает Бетховена, а никакого эстетического наслаж дения не получает... Да, общение с искусством облагоражи вает людей, повышает их эстетическую культуру, трудно переоценить его воспита тельную роль. Но эстетическое воспитание нельзя сводить лишь к умению восприни мать музыку, живопись, художественное слово. Не потому ли часто встречаются лю ди, заботящиеся о красоте ногтей, но тво рящие, мягко говоря, дела некрасивые. Со вкусом одетая девица грубит своим сослу живцам. Грамотный пианист толкает в ав тобусе пассажиров. Эти индивидуумы толь ко как бы заучили принципы красоты, ов ладели некоторыми внешними формами пре красного, не почувствовав глубиной души самой сути эстетического. Ведь и красотой можно прикрывать, как позолотой, в иных случаях уродливое. Правильно, конечно, поступают родите ли, когда приучают своих детей рисовать, петь, лепить, играть на пианино,— ребенок в какой-то мере соприкасается с тайной творчества Однако зачастую можно видеть, как дети часами «пилят» гаммы, зубрят сольфеджио, не получая никакого эстети ческого наслаждения. Занимаются из-под палки. Беда, в том, что здесь не соблюда ется важнейший принцип воспитания — пе реход от простого к сложному. Почему-то принято считать, что эстети ческое воспитание — это непременно воспи тание художественное. «Эстетическое вос питание,— пишет Г. П Бурса в книге «Во просы эстетического воспитания в школе»,— это привитие учащимся хороших вкусов, правильных понятий, взглядов и суждений в области музыки, живописи, литературы и т. д.». Почему только в области искусства, а не в жизни? Разумеется, в искусстве эсте тическое представлено наиболее высокими образцами, но и — в то же время — очень сложными. Для занятий искусством требует ся серьезная подготовленность: и довольно развитая эмоциональность, и образное мыш ление, и фантазия. Начинать эстетическое воспитание с художественного образова ни я— все равно, чго начинать изучение ма тематики с дифференциальных и интеграль ных исчислений. Сложность искусства ско вывает активность ребенка, он остается боль ше созерцателем, чем творцом. В школе эстетическое воспитание дети получают не только на уроках пения, ри сования, литературы, но и занимаясь мате матикой, физикой, химией, ботаникой. Ос воение мира переходит на научный уровень, и здесь постигаются новые «меры красоты». В самом деле, разве не красивы симм«тгшч- ное строение человека или листа растения, цвет минерала, математическая гЬопмула? Ппиччип восхождения от простого к сложному и принцип активности в эстетиче ском воспитании наилучшим образом со блюдается при обращении к играм, труду, быту, поведению. В этих сферах эстетиче ское воспитание становится действительно массовым, доступным. Красота здесь встре чается преимущественно в более простом, виде, она легче усваивается. Следовательно, человек может почти сразу же переходить к активному эстетическому творчеству, хоть и элементарному, но все же творчеству. Рас крывается деятельная сущность человека — «вижу — понимаю — делаю», чего нельзя сказать при общении масс с профессиональ ным искусством. Почти любой в состоянии обнаружить свои эстетические способности в составлении букета цветов, в оформлении квартиры, стола, в подборе одежды. Такое воспитание меньше оставляет места для формального усвоения эстетики, ибо ис ходит из раскрытия сущности и качеств са мих предметов и явлений, исходит из полез ного (и в труде, и в быту, и в поведении на переднем плане стоит прежде всего поль за, красота же появляется через пользу и как ее результат). Только тогда, когда человек будет в со стоянии воспринимать элементарную красоту и получит простые навыки в эстетическом творчестве, он может пробовать свои силы б искусстве (речь идет о воспитании масс, отдельные, наиболее художественно одарен ные люди могут идти иным путем). Тогда он и в искусстве сможет чувствовать красо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2