Сибирские огни № 11 - 1972
В наше время почти в каждую квартиру входит какой-нибудь музыкальный инстру мент: балалайка, гитара, гармонь, баян, ак кордеон, пианино. Не каждый умеющий играть на них выступает на сцене клуоа, и, тем не менее, «домашнее музицирование» нельзя отрывать от музыкальной самодея тельности — оно тоже наполняет в какой-то мере наш быт эстетическими ценностями. Разумеется, не каждое музыкальное ис полнение в домашних условиях создает ху дожественное явление, но иногда такое ис полнительство может подняться довольно высоко. Н. И. Рыленков в рассказе «На тоеть- ей Краснянской в Смоленске» пишет: «Мар- тыныч был в гот вечер в особенном ударе. Он играл пьесу за пьесой русских и поль ских композиторов, потом народные песни и пляски. Скрипка то радовалась, то грусти ла, то смеялась, то плакала, вздрагивая от каждого прикосновения смычка, и все звала, звала куда-то, уверяя, что для всех есть счастье на свете... Это был уже не холод ный сапожник, а артист, настоящий артист». Трудно не назвать массовым видом ис полнительства бытовой танец, который Л. Н. Толстой считал «наиболее зарази тельным искусством». В самом деле, тан цуют у нас много, танцуют повсюду: в клу бах, в парках, на площадях даже. Исполне ние бального танца, если исполнять его пра вильно, с чувством,—дело нелегкое. И ес ли люди танцуют хорошо, свободно, твор чески, то они и сами получают, и зрите лям доставляют эстетическое наслаждение Конкурсы бальных танцев показывают, что любительское исполнение может достичь вы сокого художественного уровня. И обид но, что порой танец у нас превращается в потогонное физическое упражнение или в удобный случай познакомиться*, но только не в эстетическое творчество... Особенности фотографии как вида ис кусства хорошо подметил советский худож ник К. Юон: «Преимущество фотографии за ключается в том, что в руках художника она становится искусством, будучи в то же время всегда документом, констатирующим живую действительность». Вот эта особен ность, к тому же еще доступность и про стота техники, и делает фотолюбительство массозым,— фотоаппарат стал сегодня спут ником многих и в туристском походе, и в загородной поездке. Фотолюбители участву ют в оформлении стенгазет, тематических вечеров стендов наглядной агитации. А ког да любитель —пусть это будет репортер, пейзажист или портретист — оказывается по натуре хоть сколь-нибудь художником, он создает снимок, который своей правдивой образностью вызывает эмоциональный от клик у зрителя, творит эстетическое. Не утратили своего значения такие виды народного творчества, как вышивание, пле тение кружев, выпиливание, резьба по дере ву. Из доступных материалов народные умельцы создают разнообразные художе ственные изделия Развивая старинные тра диции, сложившиеся в разных краях, народ ные таланты разрабатывают современные мотивы, отражая дух нашего времени. Эстетическое творчество на производстве и в быту требует сравнительно небольших художественных способностей, оно доступ но почти всякому эстетически развитому че ловеку Большой талант нужен участнику художественной самодеятельности, ибо здесь он имеет дело с искусством — наиболее слож ным видом эстетического творчества. Современная художественная самодея тельность поднялась очень высоко. Своим основанием она опирается на разнообразное творчество в труде и быту, а вершиной упирается в профессиональное искусство. В ней мы видим и продолжение фольклор ных традиций, и современные формы — на родные театры оперы и балета, симфони ческие оркестры, цирки, телестудии, народ ные филармонии. Бурное развитие само деятельного искусства вызывает всевозмож ные суждения о его характере и предназ начении. Многим еще наша самодеятельность представляется как продолжение фолькло ра. Так, И. Земцовский в сборнике «Пробле мы музыкальной самодеятельности» ут верждает: «Самодеятельность становится но вой организованной формой бытования фольклора, ибо умело использует богат ства местного народно-песенного творче ства». Конечно, очень прочны связи самодея тельного искусства с народным творчеством прошлого. Многие коллективы музыкальной самодеятельности, особенно сельской, зна чительное место в своем репертуаре уделя ют фольклору. Однако можно с уверен ностью сказать, что народные таланты больше тяготеют к современности. Об этом красноречиво говорят и ежегодные смотры художественной самодеятельности, и кон курсы телевидения «Алло, мы ищем талан ты!». Другая крайность — подмена профессио нального искусства самодеятельным. В на чале шестидесятых годов в «Огоньке» вспых нула дискуссия о том, может ли художе ственная самодеятельность состязаться с творчеством мастеров. Действительно, в на шей стране многие коллективы самодеятель ности вплотную подошли к профессиональ ному уровню. В числе их, например, в Но восибирске, ансамбль Дворца культуры име ни В. П. Чкалова «Ваталинка», хор Дома культуры железнодорожников. Многие самодеятельные художники ищут и находят новые изобразительные средства. Скажем, члены изостудии Дома культуры Новокузнецкого алюминиевого завода ис пользуют стволы кедра и лиственницы, про лежавшие долгое время под водой, некото рые картины этих студийцев хрянятся в музеях Москвы, Праги. И все же нет ника ких оснований говорить о соперничестве, ибо и профессиональное, и самодеятельное искусство имеет свои социально-эстетиче ские особенности, которые не позволяют за менять друг друга.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2