Сибирские огни № 11 - 1972

В наше время почти в каждую квартиру входит какой-нибудь музыкальный инстру­ мент: балалайка, гитара, гармонь, баян, ак­ кордеон, пианино. Не каждый умеющий играть на них выступает на сцене клуоа, и, тем не менее, «домашнее музицирование» нельзя отрывать от музыкальной самодея­ тельности — оно тоже наполняет в какой-то мере наш быт эстетическими ценностями. Разумеется, не каждое музыкальное ис­ полнение в домашних условиях создает ху­ дожественное явление, но иногда такое ис­ полнительство может подняться довольно высоко. Н. И. Рыленков в рассказе «На тоеть- ей Краснянской в Смоленске» пишет: «Мар- тыныч был в гот вечер в особенном ударе. Он играл пьесу за пьесой русских и поль­ ских композиторов, потом народные песни и пляски. Скрипка то радовалась, то грусти­ ла, то смеялась, то плакала, вздрагивая от каждого прикосновения смычка, и все звала, звала куда-то, уверяя, что для всех есть счастье на свете... Это был уже не холод­ ный сапожник, а артист, настоящий артист». Трудно не назвать массовым видом ис­ полнительства бытовой танец, который Л. Н. Толстой считал «наиболее зарази­ тельным искусством». В самом деле, тан­ цуют у нас много, танцуют повсюду: в клу­ бах, в парках, на площадях даже. Исполне­ ние бального танца, если исполнять его пра­ вильно, с чувством,—дело нелегкое. И ес­ ли люди танцуют хорошо, свободно, твор­ чески, то они и сами получают, и зрите­ лям доставляют эстетическое наслаждение Конкурсы бальных танцев показывают, что любительское исполнение может достичь вы­ сокого художественного уровня. И обид­ но, что порой танец у нас превращается в потогонное физическое упражнение или в удобный случай познакомиться*, но только не в эстетическое творчество... Особенности фотографии как вида ис­ кусства хорошо подметил советский худож­ ник К. Юон: «Преимущество фотографии за­ ключается в том, что в руках художника она становится искусством, будучи в то же время всегда документом, констатирующим живую действительность». Вот эта особен­ ность, к тому же еще доступность и про­ стота техники, и делает фотолюбительство массозым,— фотоаппарат стал сегодня спут­ ником многих и в туристском походе, и в загородной поездке. Фотолюбители участву­ ют в оформлении стенгазет, тематических вечеров стендов наглядной агитации. А ког­ да любитель —пусть это будет репортер, пейзажист или портретист — оказывается по натуре хоть сколь-нибудь художником, он создает снимок, который своей правдивой образностью вызывает эмоциональный от­ клик у зрителя, творит эстетическое. Не утратили своего значения такие виды народного творчества, как вышивание, пле­ тение кружев, выпиливание, резьба по дере­ ву. Из доступных материалов народные умельцы создают разнообразные художе­ ственные изделия Развивая старинные тра­ диции, сложившиеся в разных краях, народ­ ные таланты разрабатывают современные мотивы, отражая дух нашего времени. Эстетическое творчество на производстве и в быту требует сравнительно небольших художественных способностей, оно доступ­ но почти всякому эстетически развитому че­ ловеку Большой талант нужен участнику художественной самодеятельности, ибо здесь он имеет дело с искусством — наиболее слож­ ным видом эстетического творчества. Современная художественная самодея­ тельность поднялась очень высоко. Своим основанием она опирается на разнообразное творчество в труде и быту, а вершиной упирается в профессиональное искусство. В ней мы видим и продолжение фольклор­ ных традиций, и современные формы — на­ родные театры оперы и балета, симфони­ ческие оркестры, цирки, телестудии, народ­ ные филармонии. Бурное развитие само­ деятельного искусства вызывает всевозмож­ ные суждения о его характере и предназ­ начении. Многим еще наша самодеятельность представляется как продолжение фолькло­ ра. Так, И. Земцовский в сборнике «Пробле­ мы музыкальной самодеятельности» ут­ верждает: «Самодеятельность становится но­ вой организованной формой бытования фольклора, ибо умело использует богат­ ства местного народно-песенного творче­ ства». Конечно, очень прочны связи самодея­ тельного искусства с народным творчеством прошлого. Многие коллективы музыкальной самодеятельности, особенно сельской, зна­ чительное место в своем репертуаре уделя­ ют фольклору. Однако можно с уверен­ ностью сказать, что народные таланты больше тяготеют к современности. Об этом красноречиво говорят и ежегодные смотры художественной самодеятельности, и кон­ курсы телевидения «Алло, мы ищем талан­ ты!». Другая крайность — подмена профессио­ нального искусства самодеятельным. В на­ чале шестидесятых годов в «Огоньке» вспых­ нула дискуссия о том, может ли художе­ ственная самодеятельность состязаться с творчеством мастеров. Действительно, в на­ шей стране многие коллективы самодеятель­ ности вплотную подошли к профессиональ­ ному уровню. В числе их, например, в Но­ восибирске, ансамбль Дворца культуры име­ ни В. П. Чкалова «Ваталинка», хор Дома культуры железнодорожников. Многие самодеятельные художники ищут и находят новые изобразительные средства. Скажем, члены изостудии Дома культуры Новокузнецкого алюминиевого завода ис­ пользуют стволы кедра и лиственницы, про­ лежавшие долгое время под водой, некото­ рые картины этих студийцев хрянятся в музеях Москвы, Праги. И все же нет ника­ ких оснований говорить о соперничестве, ибо и профессиональное, и самодеятельное искусство имеет свои социально-эстетиче­ ские особенности, которые не позволяют за­ менять друг друга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2