Сибирские огни № 11 - 1972
ботает в кузнице тяжелым молотом ради наслаждения самим процессом физического труда, который, по словам академика И. П. Павлова, может вызывать «мышечную радость». Чем большую значимость имеет труд для общества и для личности, тем больший эмоциональный подъем он вызыва ет и во время уяснения задачи (говорят: «загорелся идеей»), и в самом процессе («уходит с головой в работу»). Смотришь, как увлеченный делом столяр будто играет рубанком, как одухотворено его лицо, как вдохновенно горят его глаза, и думаешь невольно: как красиво он работает! Сегодня в производство широко входит техническая эстетика, включающая в себя художественное конструирование и создание эстетической среды на рабочем месте. Хо тя по положению в каждом конструктор ском бюро на заводе или фабрике должен состоять в штате профессиональный худож ник, однако наша промышленность полу чает пока еще очень мало таких специали стов, так что художественный труд в боль шом объеме выполняется еще непрофессио налами. Да и там, где есть художник-спе циалист, конструкторы, инженеры, чертеж ники не могут не касаться постоянно встаю щих перед ними художественных задач. Ведь красота в технике не есть красота внешняя, накладная, она — важнейший по казатель зрелости конструкторского замыс ла, синтез научной, технической и художе ственной мысли, и вытекает из новаторства и смелости технического решения. Более того, красивая машина — это плод труда не только художника и конструктора, но и участвующих в ее создании технологов, экономистов, техников, рабочих. Массовость эстетического творчества имеет место также и в планировке обору дования, в цветовом решении производ ственных интерьеров. Как правило, этими де лами занимаются советы производственной эстетики, в состав которых помимо худож- ников-профессионалов (если они имеются на предприятии) входят художники-любители, а также представители цехов и отделов Через такие советы проходит множество предложений рабочих, техников, инженеров по эстетическому совершенствованию произ водства. Русский художественный и музыкальный критик В. В. Стасов писал: «Есть еще про пасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, картинах и статуях, в громадных соборах! Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий1 Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существу ет лишь там, где потребность в изящных формах, в постоянной художественной внешности простерлось уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь. Народилось настоящее, не призрачное, народное искусство лишь там, где и лестница моя изящная, и комната, и стакан, и ложка, и чашка, и стол, и шкаф, и печ ка, и шандал, и так до последнего пред мета: там уже, наверное, значительно бу? дет и интересно, по мысли и форме, и ар хитектура, и вслед за нею и живопись, и скульптура». Эстетическое творчество в быту, с развити ем техники изготовления его предметов, из менило свой характер, но отнюдь не исчезло как явление массовое. Да, сегодня и мебель, и посуда, и одежда, и обувь изготовляются и художественно оформляются на фабри ке. Тем не менее, их употребление представ ляет трудящимся немало самодеятельности. Здесь на каждом шагу встает множество задач эстетического характера. Вселяетесь вы в квартиру — и начинается головоломка, как ее обставить. Шаблона быть не может, ибо условия всегда неповторимы: одна ком ната в квартире или две, три, куда смотрят окна, какая мебель имеется и т. д. Надо по добрать гармоничное цветовое сочетание в окраске стен, мебели, декоративных тканей, предметов убранства. В определенном стиле надо выдержать планировку, соблюдая прин цип целесообразности и красоты пространст венного членения. Тонкое эстетическое чутье требуется при подборе украшений комнаты. Ответственность большая, рядом нет про фессионального художника. Или обратимся к одежде, косметике, прическе — кто не занимается повседневно ими? Конечно, моды одежды разрабатывают у нас профессиональные художники-модель еры. Профессионалы-швейники шьют одеж ду на фабриках и в ателье. Но сколько женщин, научившись кроить и шить, созда ют себе одежду сами. Причем, не всегда копируют фасоны с готовых образцов, а вносят удачные изменения и даже создают новые фасоны. Так что и здесь профессио нальный труд дополняется трудом само деятельным. , Однако самодеятельность в области одежды выходит из круга создания новых образцов платья. Общеизвестно, что с по мощью цвета, форм, пропорций в одежде можно «управлять» своей внешностью. Че ловек, одежда, аксессуары всегда представ ляют единое целое — образ. Работая над своим внешним образом, организуя предме ты одежды в единый ансамбль, вы забо титесь о том, чтобы характер линии, форм, расположение и яркость цветовых пятен — все это гармонировало бы с вашей фигурой, цветом волос, глаз, лица. Тут и муки реше ния проблем, трудные поиски нового, и ра дость созидания. В костюме его владелец проявляет свое «я»» так же, как и создатель произведения искусства: костюм выражает его мнение, его художественный вкус. Раз витие этого вида эстетического творчества масс приведет к исчезновению копирования, подражания в одежде, к ликвидации все возможных «криков» и «вывихов» в моде. В 1926 году А. В. Луначарский писал: «Социальная жизнь вообще и всегда требу ет, чтобы ее насыщали музыкой не только в виде вершинных композиций и концерт ных исполнений, но насыщали глубоко са мый быт, насыщали его песней и песенкой».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2