Сибирские огни № 11 - 1972
самодеятельность как его новая по каче ству ступень. Ликвидация неграмотности, повышение культуры трудового народа, при общение его к мировым художественным сокровищам,— все это способствовало сбли жению художественной самодеятельности с профессиональным искусством. Самодея тельные художники, артисты, поэты посто янно испытывают на себе огромное влияние профессионального творчества, учатся ма стерству его лучших образцах, получают помощь непосредственно от деятелей искус ства. Государство организует и направляет работу самодеятельности, представляет ей помещения, радио, телевидение. Народное творчество до революции ничего этого не знало. В-третьих, «модернизируются», если мож но так выразиться, и традиционные формы народного творчества —фольклор, вышивка, резьба. Еще К. Маркс писал, что при нали чии железных дорог, локомотивов и теле фона невозможны такие формы творчества, как греческая мифология. Нынешние ска зители. барды, ашуги пользуются и магни тофонной лентой, и радио, и печатью. Да и стиль их, формы выражения берутся из со временного арсенала профессионалов. Не лучше ли разделить все наше эстетиче ское творчество на профессиональное и не профессиональное, т. е. массовое художе ственное творчество?.. Мы не можем ска зать, что наше профессиональное искусство имеет массовый характер, да и, пожалуй, в будущем специализация труда не позволит достичь этого В то время как в непрофес сиональную эстетическую деятельность, бла годаря повышению уровня эстетического развития народа, распространению творче ских начал во всех областях жизни, вклю чаются все большие массы людей. В. И. Ленин говорил, что революцион ный народ, создающий материальные и ду ховные ценности строящий новую жизнь, должен творить ее и по законам красоты. Каждый может, по мере своих способностей, участвовать в эстетическом творчестве, соз давать прекрасное в сфере производства, в быту, ь спорте, в художественной само деятельности... Именно таким и видели бу дущее общество великие утописты Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Здесь следует, пожалуй, уточнить поня тия «художественный» и «эстетический». Ра зумеется, всякое художественное произведе ние — явление эстетическое, но не все эсте тическое есть художественно; объем эсте тического шире объема художественного Но суть заключена не только и не столько в разности объема, сколько в их качествен ном содержании. Во-первых, к художествен ному будет относиться то эстетическое, ко торое создано человеком. Каким бы краси вым ни был, например, закат солнца в при роде, он сам по себе еще не художествен ное явление, хотя, возможно, и вызовет большее эстетическое наслаждение, нежели иная картина, воспроизводящая его. Во-вто рых, не все эстетическое, созданное людьми. относится к художественному. Последнее — атрибут искусства, оно обязательно пред полагает художественный образ, пусть даже такой элементарный, как, допустим, узор на ткани. За пределами искусства эстетическое такого образа не имеет. Скажем, изящная научная теория, красивая шахматная ком- 'бинация, красивое поведение человека — все это область эстетического, но не худо жественного, Грани между художественным и просто эстетическим не всегда проявляются четко (художественная гимнастика, дизайн). В на ше время происходит расширение рамок ис кусства, появляются все новые его виды (телевидение, художественное конструиро вание). Правда, при этом всякий раз возни кают споры: считать данное явление ху дожественным или нет, Подобные дискус сии велись в конце 40-х годов вокруг худо жественной фотографии, а в середине 60-х — вокруг художественного конструирования. Эстетическое освоение мира всегда со вершается в трудовой деятельности. Такие элементы красоты, как гармония, симмет рия, пропорция, стали выделяться челове ком поначалу в процессе создания утилитар ных изделий. «Основоположниками искус ства,— писал Горький,— были гончары, куз нецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, ка менщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, порт нихи, и вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». И хотя впослед ствии художественная деятельность выде лилась в самостоятельную область, многие виды труда не утратили эстетических мо ментов. Еще О. Бальзак утверждал, что «во вся ких профессиях есть подлинные художники». И чем больше творчества содержит в себе труд, чем полнее проявляется в работе «я» созидателя, тем больше эстетических мо ментов заключено в таком труде. Известный на всю страну фрезеровщик Е. Ф. Савич в книге «Талант рождается в труде» пишет, что характерные для художника качества необходимы и для рабочего-изобретателя: это — «целеустремленность поиска, а также постоянное развитие природной наблюда тельности, умения видеть и осмысливать явления, зоркость и наблюдательность». «В каждодневной работе,— пишет автор,— в потоке ее постоянно и неизбежно прихо дит необходимость быстро и самостоятель но, не шаблонно, по-своему, найти «ответ ный ход», верный и точный. Потому что как бы ни был изучен станок, как бы ни стало привычным тебе твое дело,— каждая новая работа задает свои задачи. Может быть, оттого и стоят так близко мастер ство и творчество, что только в процессе труда отшлифовывается талант». Сам процесс труда, когда работник наи более полно проявляет свои физические и интеллектуальные силы, доставляет эстети ческое наслаждение. Вспомним, как в «Под нятой целине» Давыдов два дня кряду ра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2