Сибирские огни № 11 - 1972

самодеятельность как его новая по каче­ ству ступень. Ликвидация неграмотности, повышение культуры трудового народа, при­ общение его к мировым художественным сокровищам,— все это способствовало сбли­ жению художественной самодеятельности с профессиональным искусством. Самодея­ тельные художники, артисты, поэты посто­ янно испытывают на себе огромное влияние профессионального творчества, учатся ма­ стерству его лучших образцах, получают помощь непосредственно от деятелей искус­ ства. Государство организует и направляет работу самодеятельности, представляет ей помещения, радио, телевидение. Народное творчество до революции ничего этого не знало. В-третьих, «модернизируются», если мож­ но так выразиться, и традиционные формы народного творчества —фольклор, вышивка, резьба. Еще К. Маркс писал, что при нали­ чии железных дорог, локомотивов и теле­ фона невозможны такие формы творчества, как греческая мифология. Нынешние ска­ зители. барды, ашуги пользуются и магни­ тофонной лентой, и радио, и печатью. Да и стиль их, формы выражения берутся из со­ временного арсенала профессионалов. Не лучше ли разделить все наше эстетиче­ ское творчество на профессиональное и не­ профессиональное, т. е. массовое художе­ ственное творчество?.. Мы не можем ска­ зать, что наше профессиональное искусство имеет массовый характер, да и, пожалуй, в будущем специализация труда не позволит достичь этого В то время как в непрофес­ сиональную эстетическую деятельность, бла­ годаря повышению уровня эстетического развития народа, распространению творче­ ских начал во всех областях жизни, вклю­ чаются все большие массы людей. В. И. Ленин говорил, что революцион­ ный народ, создающий материальные и ду­ ховные ценности строящий новую жизнь, должен творить ее и по законам красоты. Каждый может, по мере своих способностей, участвовать в эстетическом творчестве, соз­ давать прекрасное в сфере производства, в быту, ь спорте, в художественной само­ деятельности... Именно таким и видели бу­ дущее общество великие утописты Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Здесь следует, пожалуй, уточнить поня­ тия «художественный» и «эстетический». Ра­ зумеется, всякое художественное произведе­ ние — явление эстетическое, но не все эсте­ тическое есть художественно; объем эсте­ тического шире объема художественного Но суть заключена не только и не столько в разности объема, сколько в их качествен­ ном содержании. Во-первых, к художествен­ ному будет относиться то эстетическое, ко­ торое создано человеком. Каким бы краси­ вым ни был, например, закат солнца в при­ роде, он сам по себе еще не художествен­ ное явление, хотя, возможно, и вызовет большее эстетическое наслаждение, нежели иная картина, воспроизводящая его. Во-вто­ рых, не все эстетическое, созданное людьми. относится к художественному. Последнее — атрибут искусства, оно обязательно пред­ полагает художественный образ, пусть даже такой элементарный, как, допустим, узор на ткани. За пределами искусства эстетическое такого образа не имеет. Скажем, изящная научная теория, красивая шахматная ком- 'бинация, красивое поведение человека — все это область эстетического, но не худо­ жественного, Грани между художественным и просто эстетическим не всегда проявляются четко (художественная гимнастика, дизайн). В на­ ше время происходит расширение рамок ис­ кусства, появляются все новые его виды (телевидение, художественное конструиро­ вание). Правда, при этом всякий раз возни­ кают споры: считать данное явление ху­ дожественным или нет, Подобные дискус­ сии велись в конце 40-х годов вокруг худо­ жественной фотографии, а в середине 60-х — вокруг художественного конструирования. Эстетическое освоение мира всегда со­ вершается в трудовой деятельности. Такие элементы красоты, как гармония, симмет­ рия, пропорция, стали выделяться челове­ ком поначалу в процессе создания утилитар­ ных изделий. «Основоположниками искус­ ства,— писал Горький,— были гончары, куз­ нецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, ка­ менщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, порт­ нихи, и вообще ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи». И хотя впослед­ ствии художественная деятельность выде­ лилась в самостоятельную область, многие виды труда не утратили эстетических мо­ ментов. Еще О. Бальзак утверждал, что «во вся­ ких профессиях есть подлинные художники». И чем больше творчества содержит в себе труд, чем полнее проявляется в работе «я» созидателя, тем больше эстетических мо­ ментов заключено в таком труде. Известный на всю страну фрезеровщик Е. Ф. Савич в книге «Талант рождается в труде» пишет, что характерные для художника качества необходимы и для рабочего-изобретателя: это — «целеустремленность поиска, а также постоянное развитие природной наблюда­ тельности, умения видеть и осмысливать явления, зоркость и наблюдательность». «В каждодневной работе,— пишет автор,— в потоке ее постоянно и неизбежно прихо­ дит необходимость быстро и самостоятель­ но, не шаблонно, по-своему, найти «ответ­ ный ход», верный и точный. Потому что как бы ни был изучен станок, как бы ни стало привычным тебе твое дело,— каждая новая работа задает свои задачи. Может быть, оттого и стоят так близко мастер­ ство и творчество, что только в процессе труда отшлифовывается талант». Сам процесс труда, когда работник наи­ более полно проявляет свои физические и интеллектуальные силы, доставляет эстети­ ческое наслаждение. Вспомним, как в «Под­ нятой целине» Давыдов два дня кряду ра

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2