Сибирские огни № 11 - 1972
А. ПЕПЕЛЫШЕВ М а с с о в о е э с т е т и ч е с к о е т в о р ч е с т в о «Радость, бешенство радости — солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет,— божественная радость творчества! Все ра дости жизни в творчестве!» — писал Ромен Роллан. Сколько юных сердец воспламеняется страстью к искусству: одни к стихам, дру гие — к музыке, третьи — к сцене. Мечтают, как сказал Сергей Есенин,— В тайной тишине, Что буду я Известным и богатым И будет памятник Стоять в Рязани мне. Но вот мечтатель не проходит по кон курсу в театральное училище, в консервато рию (а может, не веря в свои способности, он побоялся направить туда документы или родители ему отсоветовали)— и все тайные мечты, надежды рушатся. Юноша, еще вче ра желавший затмить Карузо, садится за чертежную доску. Девушка, захотевшая «списать» свою жизнь с Ермоловой, посту пает в торговый институт. Все — прощай творчество! Отныне и присно мое место, дескать, только в зрительном зале. Быть мне лишь потребителем искусства, но не творцом его... Конечно, чтобы занять место в профес сиональном искусстве, надо иметь большие дарования. И хотя наша армия работников искусства растет быстро, все же не все, спо собные творить, оказываются в ее рядах. Да и талант по каким-нибудь обстоятель ствам может не сразу найти свою музу. В таких случаях опасно действовать по за кону формальной логики: «или — или». Или я Лемешев—-или я просто бухгалтер пром комбината; третье, мол, исключено. Как-то после лекции в Новосибирском институте связи ко мне подошла студентка и сказала, что не может даже слышать сло во « художник » Оказалось: в школьные го ды она не представляла себе жизни вне живописи, хорошо рисовала. Но в Ленин граде, куда она поехала учиться «на худож ника», ее чем-то сильно обидели. В отме стку девушка выбрала самый далекий от искусства, как ей показалось, институт. Не рисует больше, це смотрит даже на репро дукции. Но до сих пор очень переживает. — Учтите, что инженер сегодня тоже должен быть художником,— заметил я. — Что вы?.. Рисовать картины... и чер тежи чертить? Дизайну еще далеко до ис кусства. Я признаю только художественное творчество. Искусство! Да, еще весьма распространен у нас взгляд, будто встретиться с миром прекрас ного можно лишь в театре, в концертном зале, в картинной галерее. Что эстетическое развитие — это обязательно умение пони мать музыку, живопись, поэзию. И что эс тетическое творчество возможно лишь как создание произведений искусства. На эсте тическое же в самой жизни смотрят как на нечто низкопробное, не достойное внимания большого художника. Между тем, в наши дни эстетическое творчество народа стало настолько богатым и многообразным, что его трудно уложить в прежние формы: «профессиональное ис кусство» и «народное творчество». Социалистическое профессиональное ис кусство создается представителями народа и для народа. Поэтому делить сейчас твор чество на «профессиональное» и «народное» нельзя. Это не значит, что наше профессио нальное искусство слилось с искусством не профессиональным. Отнюдь нет! Но в социа листических условиях традиционное творче ство потекло по разным каналам. Во-пер вых, самые талантливые его представители и лучшие коллективы влились в искусство профессиональное (например, хор Пятниц кого, Сибирский народный хор, художники Палеха, создатели дымковской игрушки). Во вторых, от традиционного народного творчества отпочковалась художественная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2