Сибирские огни № 11 - 1972

был определен рисовальным учителем в Новочеркасское училище. О возвращении Пет- рова на родину сведений нет. Среди других его учеников были талантливые юноши и девушки, которые проявили большие успехи в рисовании и живописи, к примеру, дочь бергмейстера Елизавета Чер- ницына, сын первой гильдии купца Петр Саулин, из крепостного звания Алексей Петров- и обучавшаяся живописи дочь 2-й гильдии купца Клавдия Пясекова. Определенный вклад в развитие искусства Сибири внесли и иностранные художни­ ки, в течение ряда лет работавшие в крае. Одним из первых иностранных художников- пейзажистов, путешествовавших по Сибири, Центральной Азии и Монголии с 1846 по ¡854 год, был английский архитектор и живописец Томас Уитлем Аткинсон (1799—1861). В 1846 году Аткинсон побывал на Алтае, о чем свидетельствует предписание от 16 октябре Конторе Горных Инженеров Колывано-Воскресенских заводов, где было ска­ зано: «...прошение живописца Аткинсона о дозволении ему отправиться вместе с одним геологом к Уральским и Алтайским хребтам для снятия на месте видов и что его вели­ честву благоугодно было изъявить высочайшее соизволение на такую просьбу Аткинсо­ на. По рапорту господина Министра финансов господин главный начальник Алтайских Горных заводов поручил мне распорядиться об оказании художнику Аткинсону возмож­ ного содействия по "предпринятому им путешествию во время пребывания его в местах Алтайского округа. Согласно сему распоряжению я покорнейше прошу... распорядиться по прибытии во вверенное Вам отделение господина Аткинсона приказать оказывать ему возможное содействие к успешному достижению цели предпринятого им путешествия» 1. Сохранился пейзаж Аткинсона «Алтай» (ГРМ), исполненный акварелью с тушевой прорисовкой. Художник изобразил панораму горного пейзажа при вечернем закате солн­ ца. Пейзаж многоплановый, по сюжету очень простой. Движением легких облачков ху­ дожник придает жизненность статике классической композиции, чтобы передать ритм, пульсацию жизни в пейзаже, где все спокойно, сама природа словно дремлет в сполохах вечернего заката. Стремясь к реалистической композиции, Аткинсон, однако, сохраняет в ней черты классичности, принцип ясности, определенности. Его пейзаж — реальный вид, но, вместе с тем. композиция в нем строго продумана и предельно закончена. Р а­ бота Аткинсона не представляет большого художественного интереса, но вызывает ин­ терес как видовой исторический документ. Творчество художников Алтая первой половины XIX века — первая глава в исто­ пив становления и развития изобразительного искусства и культуры Сибири, рассказы­ вающая о жизни и быте народов далекой окраины царской России. Своим гуманистиче­ ским, демократическим искусством художники Алтая подготовили благоприятную почву для дальнейшего развития реалистического искусства во второй половине XIX века. 1 ГААК, Ф- Зв, 1816, д. 271. л. I.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2