Сибирские огни № 11 - 1972
был определен рисовальным учителем в Новочеркасское училище. О возвращении Пет- рова на родину сведений нет. Среди других его учеников были талантливые юноши и девушки, которые проявили большие успехи в рисовании и живописи, к примеру, дочь бергмейстера Елизавета Чер- ницына, сын первой гильдии купца Петр Саулин, из крепостного звания Алексей Петров- и обучавшаяся живописи дочь 2-й гильдии купца Клавдия Пясекова. Определенный вклад в развитие искусства Сибири внесли и иностранные художни ки, в течение ряда лет работавшие в крае. Одним из первых иностранных художников- пейзажистов, путешествовавших по Сибири, Центральной Азии и Монголии с 1846 по ¡854 год, был английский архитектор и живописец Томас Уитлем Аткинсон (1799—1861). В 1846 году Аткинсон побывал на Алтае, о чем свидетельствует предписание от 16 октябре Конторе Горных Инженеров Колывано-Воскресенских заводов, где было ска зано: «...прошение живописца Аткинсона о дозволении ему отправиться вместе с одним геологом к Уральским и Алтайским хребтам для снятия на месте видов и что его вели честву благоугодно было изъявить высочайшее соизволение на такую просьбу Аткинсо на. По рапорту господина Министра финансов господин главный начальник Алтайских Горных заводов поручил мне распорядиться об оказании художнику Аткинсону возмож ного содействия по "предпринятому им путешествию во время пребывания его в местах Алтайского округа. Согласно сему распоряжению я покорнейше прошу... распорядиться по прибытии во вверенное Вам отделение господина Аткинсона приказать оказывать ему возможное содействие к успешному достижению цели предпринятого им путешествия» 1. Сохранился пейзаж Аткинсона «Алтай» (ГРМ), исполненный акварелью с тушевой прорисовкой. Художник изобразил панораму горного пейзажа при вечернем закате солн ца. Пейзаж многоплановый, по сюжету очень простой. Движением легких облачков ху дожник придает жизненность статике классической композиции, чтобы передать ритм, пульсацию жизни в пейзаже, где все спокойно, сама природа словно дремлет в сполохах вечернего заката. Стремясь к реалистической композиции, Аткинсон, однако, сохраняет в ней черты классичности, принцип ясности, определенности. Его пейзаж — реальный вид, но, вместе с тем. композиция в нем строго продумана и предельно закончена. Р а бота Аткинсона не представляет большого художественного интереса, но вызывает ин терес как видовой исторический документ. Творчество художников Алтая первой половины XIX века — первая глава в исто пив становления и развития изобразительного искусства и культуры Сибири, рассказы вающая о жизни и быте народов далекой окраины царской России. Своим гуманистиче ским, демократическим искусством художники Алтая подготовили благоприятную почву для дальнейшего развития реалистического искусства во второй половине XIX века. 1 ГААК, Ф- Зв, 1816, д. 271. л. I.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2