Сибирские огни № 11 - 1972

«в полной мере; здесь раскрыты характерные черты живых людей, передана значитель­ ность изображенных лиц с глубоким уважением к человеческому достоинству народов Алтая. Социально-общественное значение этой картины состоит в том, что она явилась ■первой картиной бытового жанра в русском искусстве, отобразившей быт алтайской на­ родности. Мягков впервые так широко и откровенно показал русскому обществу «си- .бирских дикарей» как обыкновенных людей с прекрасной душой, с нормальными семей­ ными отношениями, о которых в ту пору существовали самые фантастические и пре­ небрежительные представления. Профессиональное мастерство, глубина образов и их жизненность придают картине художественную выразительность, познавательную цен­ ность и в наше время. К сожалению, пока не обнаружено других работ бытового жанра Михаила Мягкова. Художником были спроектированы по заказу Алтайской Духовной Миссии для ка­ зенных промыслов походные церкви. Духовное начальство признало практичность этих церквей, и их строительство было разрешено для больших приходов. Творчество Мягкова имело большое значение и для портретного жанра в Сибири. Находясь два десятилетия в Барнауле, он выполнил много частных заказов. Им выпол- ’ нено 168 портретов больших и малых размеров. Среди них бы­ ло немало семейных портре­ тов,— картин с изображением от 4-х до 13 лиц. В Барнаульском краевед­ ческом музее сохранился аква­ рельный портрет П. К. Фроло­ ва — основателя этого музея, д крупнейшего новатора в техни­ ке и деятеля культуры на Ал- > тае в первой четверти XIX века. Портрет без авторской подписи, но есть достаточно оснований утверждать, что он принадле­ жит кисти Мягкова. В 1829 году Фролов служил последний год на посту начальника Колывано- Воскресенских горных заводов, а еще через год уехал в Пе­ тербург. На Алтае в то время не было ни местных, ни заез­ жих художников, которые бы могли напасать этот портрет,— и кому мог бы довариться этот постоянно занятый человек, как не Мягкову? Художник изобразил Фро­ лова сидящим под деревом на фоне родного алтайского пейза­ жа, откинувшимся чуть спиной на ствол, опершимся обеими руками на трость. Проницатель­ ный и умный взгляд устремлен на зрителя. Это обычный по композиции портрет на фоне пейзажа, построенный по опре­ деленным классическим кано­ нам. В портретном образе все та же присущая Мягкову особенная чистота и серьезность отношения к человеку, что и в картине «Сцена из семейной жизни сибирских дикарей». Несмотря на то, что в данном случае дано изображение официального лица, образ окрашен чувством личной симпатии к портретируемому, к его благородной и поэтической натуре. В портрете Фролова, без­ условно, чувствуется какое-то духовное своеобразие, непосредственность, простодушие. Характерность образа сочетается с известной тонкостью психологического анализа. Портрет типичен во всех отношениях для работ конца двадцатых и начала тридца­ тых годов XIX века, интересно выполнен в технике акварели. Живопись портрета про­ зрачна и воздушна, в ней нет широкого применения белил и нет частых мазков густой краски на волосах или аксессуарах. Кроме изображения листвы на деревьях, мазок ху­ дожника очень легок и широк. Мягков пишет свободно, несколько подчеркивая при этом пластические объемы, характерность черт. Цвет берется местами более интенсивно, плот­ М. И. М я г к о в . «Портрет П. К. Фролова». 1829—1830 гг. Алт. краевой музей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2