Сибирские огни № 11 - 1972
«в полной мере; здесь раскрыты характерные черты живых людей, передана значитель ность изображенных лиц с глубоким уважением к человеческому достоинству народов Алтая. Социально-общественное значение этой картины состоит в том, что она явилась ■первой картиной бытового жанра в русском искусстве, отобразившей быт алтайской на родности. Мягков впервые так широко и откровенно показал русскому обществу «си- .бирских дикарей» как обыкновенных людей с прекрасной душой, с нормальными семей ными отношениями, о которых в ту пору существовали самые фантастические и пре небрежительные представления. Профессиональное мастерство, глубина образов и их жизненность придают картине художественную выразительность, познавательную цен ность и в наше время. К сожалению, пока не обнаружено других работ бытового жанра Михаила Мягкова. Художником были спроектированы по заказу Алтайской Духовной Миссии для ка зенных промыслов походные церкви. Духовное начальство признало практичность этих церквей, и их строительство было разрешено для больших приходов. Творчество Мягкова имело большое значение и для портретного жанра в Сибири. Находясь два десятилетия в Барнауле, он выполнил много частных заказов. Им выпол- ’ нено 168 портретов больших и малых размеров. Среди них бы ло немало семейных портре тов,— картин с изображением от 4-х до 13 лиц. В Барнаульском краевед ческом музее сохранился аква рельный портрет П. К. Фроло ва — основателя этого музея, д крупнейшего новатора в техни ке и деятеля культуры на Ал- > тае в первой четверти XIX века. Портрет без авторской подписи, но есть достаточно оснований утверждать, что он принадле жит кисти Мягкова. В 1829 году Фролов служил последний год на посту начальника Колывано- Воскресенских горных заводов, а еще через год уехал в Пе тербург. На Алтае в то время не было ни местных, ни заез жих художников, которые бы могли напасать этот портрет,— и кому мог бы довариться этот постоянно занятый человек, как не Мягкову? Художник изобразил Фро лова сидящим под деревом на фоне родного алтайского пейза жа, откинувшимся чуть спиной на ствол, опершимся обеими руками на трость. Проницатель ный и умный взгляд устремлен на зрителя. Это обычный по композиции портрет на фоне пейзажа, построенный по опре деленным классическим кано нам. В портретном образе все та же присущая Мягкову особенная чистота и серьезность отношения к человеку, что и в картине «Сцена из семейной жизни сибирских дикарей». Несмотря на то, что в данном случае дано изображение официального лица, образ окрашен чувством личной симпатии к портретируемому, к его благородной и поэтической натуре. В портрете Фролова, без условно, чувствуется какое-то духовное своеобразие, непосредственность, простодушие. Характерность образа сочетается с известной тонкостью психологического анализа. Портрет типичен во всех отношениях для работ конца двадцатых и начала тридца тых годов XIX века, интересно выполнен в технике акварели. Живопись портрета про зрачна и воздушна, в ней нет широкого применения белил и нет частых мазков густой краски на волосах или аксессуарах. Кроме изображения листвы на деревьях, мазок ху дожника очень легок и широк. Мягков пишет свободно, несколько подчеркивая при этом пластические объемы, характерность черт. Цвет берется местами более интенсивно, плот М. И. М я г к о в . «Портрет П. К. Фролова». 1829—1830 гг. Алт. краевой музей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2