Сибирские огни № 11 - 1972

Путешествуя по Алтаю, Петров фиксирует все, что привлекает его внимание: до­ машних животных, национальные костюмы, часовни, церкви, инвентарь горняков, горные выработки и т. п. В Русском музее среди более двухсот работ Петрова сохранился панорамно-перспективный вид города Барнаула, представляющий большой интерес, как типичный видовой пейзаж того времени и как историко-этнографический документ. Рас­ кинувшийся прямыми улицами, словно по линейке, город между предгорьями и Обью, с высоким берегом на переднем плане, представляет, в основном, одноэтажную деревян­ ную застройку с возвышающимися тремя городскими соборами. Полон красоты и величия пейзаж «Вид на Алтае» (ГРМ). Художник не случайно выбрал удлиненный по горизонтали формат для широкого разворота громады горного кряжа, изрезанного ущельями и падями. Вытянутая каменная гряда гор взмывается ввысь отдельными уступами-«прилавками», поднимающимися вверх почти до самого обреза листа бумаги. Художйик удачно справляется с решением многоплановости в пейзаже. Чтобы передать глубину пространства, он тонально решает планы. Изображая огромный пень с молодыми побегами вокруг и травой, Петров усиливает тон, а дальше, на следующих планах, тон соответственно ослабевает, тем самым придавая рисунку легкость, прозрачность и воз­ душную перспективу. Масштаб­ ными отношениями деталей он передает грандиозность прост­ ранства, суровую мощь горного пейзажа. На втором плане ху­ дожник изобразил две неболь­ шие фигурки охотников с соба­ кой, которые контрастируют с величием природы. Здесь уже нет и следа декоративности его прежних парковых пейзажей. Стремление к правдивой пере­ даче природы, ее величия и грандиозности полностью овла­ девает Петровым. В других многочисленных работах художник также стре­ мится к точности и достовер­ ности в изображении горных пейзажей, заводских поселков Керченского, Банковского и других, что приводит его к кон­ турному набросочному рисунку. Петров был восхищен красотой и величием Горного Алтая, о чем он писал А. Строганову: «Должен признаться, что места преобильные наивеличественней­ шими картинами, так что мог сказать, что виды Алтайские едва ли в чем уступят Альпий­ ским или Швейцарским, а дико- стию и ужасною странностию своею превзойдут оныя, а наи­ паче на самых вершинах и в обозрении с них превосходные и почти неизобразимые... Ка­ жется, что местами показывает природа бесподобную картину свою для того, чтобы человека удивить и пленить, а скрывает ее опять немедленно для того, что в шибкости своих рисунков, в поразнтельности слияния красок и в оттенках своих сама чувствует непо­ дражаемою для кисти искусства, и чтоб сие чем совершеннее само, тем более пости­ гала свою слабость перед нею...»1. В январе 1803 года 'Петров едет в Забайкалье на Нерчинские заводы, где рабо­ тает два года и привозит огромное количество рисунков и других графических ма­ териалов. В 1809 году приходит указ Кабинета о награждении художника тысячью рублями: одновременно настоятельно запрашивается, когда он надеется окончить сделанное ему поручение. Художником было выполнено к тому времени большое количество работ, «Братский харинский 1804 г. [ГРМ] мужик». » Н, П е т р о в . Сборник материалов для И. А. X., т. 1, стр. 583.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2