Сибирские огни № 11 - 1972
В. ТОКАРЕВ В А л т а й с к и е ж и в о п и с н ы х д е л м а с т е р а В начале XIX века в Сибири не было ни художественных центров, ни художе ственных школ. Для «снятия» видов Императорский Кабинет присылал на Алтай ху- дожников-профессионалов из Петербурга, в основном — выпускников Академии худо жеств. Направлялись художники в этот край и для преподавания рисования, черчения и чистописания в Барнаульском Горном училище. Так, 8 июня 1801 года по именному указу царя был направлен на сибирские заво ды, «начиная с Пермских и далее по порядку», мастер живописи и рисования Василий Петрович Петров (1770—1810). Получив подорожную и программу деятельности, 16 фев раля 1802 года Петров выехал из Петербурга до Барнаула через Екатеринбург, Ишим, Каинск и в августе этого же года прибыл на место назначения. В Сибирь он приехал уже достаточно сложившимся художником, имея немалый профессиональный опыт. В 1794 году за пейзаж «Вид мызы П. А. Соймонова» был произведен в назначенные академики, в 1806 году за «Итальянский пейзаж с рекой и стадом» (1800), исполненный по'заданной программе Семена Щедрина, Петров был пожалован в академики. Исследователь М. Ю. Овчинникова, в статье «Мастер живописи» («Сибирские огни», 1971, № 3), отрицает эти факты якобы из-за отсутствия архивных документов. Однако документ, хранящийся в ЦГИА, ф. 789, оп. 2, д. 120, лист 38 (оборотный), подтверж дает и возведение в «назначенного», и то, что по программе С. Щедрина, с которым Петров, очевидно, находился в близких отношениях, он выполнил пейзаж. Затем в той же статье исследовательница утверждает, что Петров умер, так и не узнавши о возведении его в академики. «...Весть эта до Сибири так и не дошла,— пишет М. Ов чинникова,— и во всех документах его называли просто «мастер живописи». Между тем сам Петров себя считал и называл академиком. Так, под рапортом начальнику Колывано-Вознесенских заводов Беру 2 мая 1809 года он подписался: «Академик Гиттеннфервальтер 10-го класса Василий Петров» (Алтайский краевой архив, ф. 1, оп. 2, д. 373, л. 120). Над пейзажем Петров начал работать будучи еще учеником живописного отде ления Театрального училища. Затем объектами его внимания были Западная и Южная Россия, по которым он путешествовал. В сохранившихся работах того времени — «Вид порта Феодосия» (1792), «Вид Тавриды» (1791) и других — еще заметно влияние шко лы. Из ранних урало-сибирских видов в сюжетном отношении представляет интерес «Вид Екатеринобурга» (1789)— уличная сценка, запечатлевшая некоторые обычаи п нравы повседневной жизни уральского города. К 1803—1804 гг. относятся лучшие работы Петрова сибирского периода. Он изобра жал окрестности и усадьбы Нерчинска, Петровского завода, природу Забайкалья и Алтая, им были созданы реалистические графические работы. Вообще до 1810 года Пет ровым было создано много поэтических изображений горных пейзажей Алтая, но, к сожалению, еще больше работ осталось не законченными, з виде эскизов и зарисовок. Работая в Сибири, художник приходит к конкретизации я предметности в' пейзаже, преодолевая все больше каноны классицизма с его декоративностью. В его пейзажах присутствует пленёрность, исчезает кулисность в композиции пейзажей, нет условности в изображении деревьев (можно даже узнать на рисунках Петрова конкретные их породы).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2