Сибирские огни № 11 - 1972

В. ТОКАРЕВ В А л т а й с к и е ж и в о п и с н ы х д е л м а с т е р а В начале XIX века в Сибири не было ни художественных центров, ни художе­ ственных школ. Для «снятия» видов Императорский Кабинет присылал на Алтай ху- дожников-профессионалов из Петербурга, в основном — выпускников Академии худо­ жеств. Направлялись художники в этот край и для преподавания рисования, черчения и чистописания в Барнаульском Горном училище. Так, 8 июня 1801 года по именному указу царя был направлен на сибирские заво­ ды, «начиная с Пермских и далее по порядку», мастер живописи и рисования Василий Петрович Петров (1770—1810). Получив подорожную и программу деятельности, 16 фев­ раля 1802 года Петров выехал из Петербурга до Барнаула через Екатеринбург, Ишим, Каинск и в августе этого же года прибыл на место назначения. В Сибирь он приехал уже достаточно сложившимся художником, имея немалый профессиональный опыт. В 1794 году за пейзаж «Вид мызы П. А. Соймонова» был произведен в назначенные академики, в 1806 году за «Итальянский пейзаж с рекой и стадом» (1800), исполненный по'заданной программе Семена Щедрина, Петров был пожалован в академики. Исследователь М. Ю. Овчинникова, в статье «Мастер живописи» («Сибирские огни», 1971, № 3), отрицает эти факты якобы из-за отсутствия архивных документов. Однако документ, хранящийся в ЦГИА, ф. 789, оп. 2, д. 120, лист 38 (оборотный), подтверж­ дает и возведение в «назначенного», и то, что по программе С. Щедрина, с которым Петров, очевидно, находился в близких отношениях, он выполнил пейзаж. Затем в той же статье исследовательница утверждает, что Петров умер, так и не узнавши о возведении его в академики. «...Весть эта до Сибири так и не дошла,— пишет М. Ов­ чинникова,— и во всех документах его называли просто «мастер живописи». Между тем сам Петров себя считал и называл академиком. Так, под рапортом начальнику Колывано-Вознесенских заводов Беру 2 мая 1809 года он подписался: «Академик Гиттеннфервальтер 10-го класса Василий Петров» (Алтайский краевой архив, ф. 1, оп. 2, д. 373, л. 120). Над пейзажем Петров начал работать будучи еще учеником живописного отде­ ления Театрального училища. Затем объектами его внимания были Западная и Южная Россия, по которым он путешествовал. В сохранившихся работах того времени — «Вид порта Феодосия» (1792), «Вид Тавриды» (1791) и других — еще заметно влияние шко­ лы. Из ранних урало-сибирских видов в сюжетном отношении представляет интерес «Вид Екатеринобурга» (1789)— уличная сценка, запечатлевшая некоторые обычаи п нравы повседневной жизни уральского города. К 1803—1804 гг. относятся лучшие работы Петрова сибирского периода. Он изобра­ жал окрестности и усадьбы Нерчинска, Петровского завода, природу Забайкалья и Алтая, им были созданы реалистические графические работы. Вообще до 1810 года Пет­ ровым было создано много поэтических изображений горных пейзажей Алтая, но, к сожалению, еще больше работ осталось не законченными, з виде эскизов и зарисовок. Работая в Сибири, художник приходит к конкретизации я предметности в' пейзаже, преодолевая все больше каноны классицизма с его декоративностью. В его пейзажах присутствует пленёрность, исчезает кулисность в композиции пейзажей, нет условности в изображении деревьев (можно даже узнать на рисунках Петрова конкретные их породы).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2