Сибирские огни № 11 - 1972
дению, где, по его словам, можно сужать круг выразительных средств до мысли в глазах. И все же... значит ли это, что в любом жанре, в любой манере Яшунский раскры вается с одинаковой полнотой? Конечно, нет. Много лет назад, после возвращения с фронта, он попал к народному' артисту СССР Ю. М. Юрьеву. — Вы *ше нужны,— сказал Юрьев, про слушав его.— Я мечтаю о советском ро мантическом театре. Яшунский стал учиться у Юрьева в театральном институте, но вскоре замеча тельный артист и педагог умер, а по окон чании института Георгий Модестович рас стался с Ленинградом. И все-таки Юрьев оказался прав, угадав в молодом человеке художника романтического плана. Георгий Модестович в любую роль вносит собственную страстность, ярко вы раженное личностное начало. Он всегда ищет в роли эмоциональные всплески, ему нравится душевное напряжение, и в таких состояниях он выражает себя особенно полно. Даже когда в роли поэта Рощина («Единственный свидетель») он выходит на сцену в каких-то мешковатых брюках, в небрежно застегнутом на одну пуговицу шерстяном пуловере, с очками, сидящими выше лба,— такой будничный и домаш ний,— нас не обманывает эта внешность: в Рощине чувствуется человек, живущий по принципу «все или ничего», пренебре гающий теми внешними' формами жизни, которые так важны людям посредственным, и его слова, произносимые негромко, по коряют именно тем, что в них чувствуется завораживающая сила подлинного роман тика. Нам не довелось увидеть Яшунского в таких крупных его работах, как Каранды- шев и Андрей Прозоров: он сыграл эти роли >в Челябинском и Омском театрах. Но однажды, во время творческого вечера в Доме актера, Георгий Модестович испол нил два отрывка из спектаклей «Беспри данница» и «Три сестры» — сыграл с вооб ражаемыми актерами... Подобострастно согнутая спина Карандышева, вытянутые по швам руки, на лице напряженная ма ска, багровые щеки, дрожащие губы,— в этом человеке чувствовалась страшная пси хологическая «сшибка»: чем унизительнее было его поведение, тем громче кричала в нем страдающая душа, тем сильнее он жаждал возмездия. Неслучайно, работая над этой ролью, артист перечитывал «Днев ник сумасшедшего» Достоевского. А Анд рей Прозоров, напротив, был тихий-тихий, какой-то размягченный, самый слабый из всех в этом маленьком городке. Нет, он не отупел, не оскудел нравственно, наобо рот,— стал умнее и проницательнее, чем был раньше, только талант его угас, и во ля к жизни увяла. И кажется, что ему трудно говорить, словно не хватает сил даже на слова, и будто отдельно от него живут глаза, роятся мысли, такие мудрые и... бесплодные. И в этих контрастах, в доведении до крайней степени выражения самых сущест венных свойств личности чувствовался ро мантический метод мышления актера. Не скажем, что этот метод в творче ской практике Яшунского не имеет ника ких издержек.. Иногда его манера испол нения все-таки не вполне согласуется со стилем спектакля: в «Беспокойной старо сти», поставленной в спокойных тонах, профессор Полежаев при всей его внутрен ней силе кажется перевозбужденным; в «Мстиславе Удалом», где мизансцены ста тичны, командир бронепоезда чересчур су етлив. В своем стремлении к свободному творческому волеизъявлению артист не все гда выдерживает до конца рисунок роли. Порой его взрывы эмоций не вполне под готовлены. Эти отдельные изъяны Георгий Моде стович обычно замечает первым: он — са мый придирчивый критик собственных ра бот и считает, что «среди них лишь немно гие можно вспомнить без содрогания». Ко нечно, артист слишком суров в этой са мооценке: в его репертуаре, бесспорно, не мало ролей, озаренных яркой вспышкой таланта. Эти удачи бывают обычно в тех случаях, когда артист и постановщик го ворят на общем языке. Так было в горь ковских «Варварах», в роли Цыганова. Этот спектакль решен в романтической манере (мы не настаиваем на термине — воз можно, будет найден иной, более точный). Меньше всего здесь воссоздавался быт ста рой России,— все внимание участников спектакля сосредотачивалось на внутрен нем мире героев. Но и в них, в этих ге роях, выхватывалось лишь самое главное, самое важное для сегодняшнего зрителя, и все это было подано крупным планом, с большим напряжением страстей. Спектакль был построен как непрерывный, ожесто ченный поединок. Люди здесь не просто философствовали, скучали, острили, пили водку, прожигали свои жизни,— они слов но вцепились друг в друга мертвой хват кой, и борьба шла не на живот, а на смерть. И в такой интерпретации Цыганов из циничного сибарита, дешевого остряка и равнодушного ко всему на свете интелли- гента-обывателя превращается в варвара, убивающего своим цинизмом, унижающего своими остротами, разлагающего всех, кто соприкасается с ним. У него этакая обман ная внешность — внешность не лишенного изящества полувоенного чиновника, умею щего быть светским и находчивым, нето ропливого, смакующего каждый миг своей жизни. Но с каким треском вдруг разры вается эта оболочка, когда Цыганов с виз гом вбегает, преследуемый доктором, в ру ках которого револьвер! Звериное, трусли вое вдруг вырывается наружу. Это не про сто эпизод в роли — это момент, к кото рому артист стремится, которого ждет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2