Сибирские огни № 11 - 1972
не его сына — человека творческого, дерз кого и смелого. И все же что-то постоян но точит душу главного инженера, и, гля дя в глаза своего сына, он словно смотрит в себя. С неожиданно прорвавшейся пыл костью Малиновский в ответ на нападки Дюкова говорит: «У нас на заводе 12 це хов. Жаль, что у меня не 12 сыновей». Какой-то особенно глубокий смысл он вкладывает в слова о выговорах, которые могут быть несправедливыми, и одной по пытки Дюкова объявить выговор его сыну достаточно, чтобы Малиновский подал за явление об уходе. Почему? Что происходит с ним? Что мучает его? Постепенно мы узнаем, что Малиновский устал от вечного, нескончае мого противоборства с Дюковым, и уход его — это и выражение протеста, и конец многолетнему терпению. Но в то же время это в известном смысле и слабость. По этому отец горд за своего сына, который отказался уйти вместе с ним, как ни тяже ла разлука для них обоих. Эта последняя работа Яшунского в спектакле «Инженер» — лишнее свидетель ство того, что артисту чуждо желание рас сказывать решительно все о своем персо наже и указывать перстом на его добро детели или недостатки,— его привлекает «текучесть» характера, неожиданные пере мены в нем, его неисчерпанность. Георгий Модестович выступает против иллюстра тивности на сцене, избегает играть «го товый результат», когда с первых реп лик герой становится понятным до конца и ничем не обогащается по ходу спек такля. Так, его Цыганов в «Варварах» — не просто циник, человек фразы, который не хочет работать, думать, к чему-то обязы вать себя,— он остроумен, наблюдателен, прекрасно разбирается в человеческих сла бостях и даже наделен определенным обая нием. А когда мы приходим к выводу, что этот человек неспособен к серьезным пере живаниям, Яшунский вдруг заставляет его искренне страдать, приоткрывает в нем «душу живу». Многогранность образа рождается у Яшунского прежде всего от того, что он ищет зерно характера, а не зерно типажа; он сам пытается взглянуть на мир глазами героя, сделать нас сопричастными движе нию мысли и чувства Цыганова, и если осуждает его, то «изнутри», по принципу: осудить — значит понять. Как и лучшие художники сцены «Крас ного факела», Георгий Модестович побор ник театра гражданственного. Для него не существует мастерства как самоцели,— приступая к любой роли, он хочет ответить для себя на вопрос: а что он может ска зать этой ролью зрителю, чем он поможет ему в решении сложной проблемы, именуе мой жизнью? Эти раздумья возникают у него и тогда, когда он обращается к клас сике (Афанасий Пушкин в «Борисе Году нове»), и когда он играет роль человека современного, например, Ипполита в арбу-- зовском «Выборе». Последняя роль лежит на линии по стоянных творческих исканий артиста. Еще будучи молодым актером, Яшунский сы грал в Новокузнецке роль Александра Ве дерникова в пьесе Арбузова «Годы стран ствий». Для него эта роль была обретени ем самого себя, своей темы, которую мож но определить как тему интеллигента в современном мире. К ней он обратился и на новосибирской сцене, создав образ про фессора Полежаева. И хотя это были раз ные характеры и судьбы, их объединяло стремление актера решить проблему взаи мосвязи человека и общества, вскрыть движущие силы души, определяющие по ступки творческой личности, заставляющие ее делать выбор наиболее трудного, но и наиболее правильного пути в жизни. Ипполиту не приходится выбирать между верностью своим принципам и карь ерой: в отличие от Двойникова, он всегда предпочтет первый путь. Ипполит совер шенно лишен эгоцентризма. Он способен пожертвовать собой, своим личным успе хом ради другого человека, стать его тенью, если тот, другой, способен сделать больше и лучше, чем он сам. Но Ипполит может и перечеркнуть Двойникова, выр вать из сердца любовь, если человек этот отрекся от высокой цели. Максимализм — вот, пожалуй, корень беспокойной юности Ипполита, как и бес покойной старости Полежаева. И еще одер жимость — делом, поиском истины, служе нием людям. Так и решает свою многолет нюю любимую тему Яшунский. Как-то Георгий Модестович сказал, что артист, подобно марафонскому бегуну, должен выкладываться весь в спектакле, ничего не оставляя про запас, до следую щего раза. Он, действительно, играет с полной самоотдачей. Это не значит, впро чем, что ему в любой роли требуется «от крытый звук»: рядом с такими «звонкими» героями, как Топаз или Рипафратта, в ре пертуаре Яшунского — доктор Ранк в «Но ре» Ибсена, роль, вся построенная на «под водных течениях». Доктор Ранк сдержан в слове, хотя в его сознании роятся мучительные мысли о жизни и смерти: ведь он неизлечимо бо лен и дни его сочтены. Никакие внешние приспособления не помогут здесь исполни телю: нужно «играть сердцем». Интонации голоса, взгляд, самый скупой жест — вот все, чем располагает актер. «Пово рот глаз — это уже мизансцена»,—любит повторять Георгий Модестович, и в данном случае эта фраза как нельзя кстати. Поклонник театральности в театре,. Яшунский в то же время решительно от казывается от нее там, где жанр спектакля требует строгого психологического рисун ка. И тогда для него эталоном правды на сцене становится кинематографичность. Не даром ему нравится выступать по телеви
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2