Сибирские огни № 11 - 1972
застенчивым, робким, даже смешным, но при этом до конца честным человеком,—- именно приверженность Мартьянова прав де, справедливости, его исключительная со вестливость и делали его героем. Застенчивый, робкий, некрасивый — это было для Яшунского не просто удачно най денными особенностями личности,— в по следние годы отказ от чисто внешней ге- роичности стал для него одним из твор ческих принципов. Ему не хотелось играть героя, «прекрасного во всех отношениях». Героическое или просто человеческое ему хотелось находить в обычном. Но не в будничном, не в бытовом: его начинал ув лекать метод «остранения» образа, т. е. стремление увидеть человека как бы впер вые,— глазами художника, для которого мир кажется совершенно неожиданным и «странным». Это был путь к максимально му заострению характера. Именно так играл Яшунский главную роль в известной комедии французского драматурга Марселя Паньоля «Топаз»,— играл с исключительным напряжением сил, в том стремительном ритме, который при давал всему спектаклю искрометность,— иначе не скажешь. Напрасно было искать в спектакле, точную копию французской действительности,— все в нем было доведе но до шаржа, до гротеска и прежде все г о— образ самого Топаза. Этот близорукий человек в бархатных штанах и курточке, неловкий, нескладный, непременно задевающий мебель в гости ной, задыхающийся и глотающий от вол нения слова, выступал как живое вопло щение неприспособленности и непрактич ности. Он был не просто близорук, но по трясающе слеп и беспомощен перед лицом зла. Он был не просто неловок — он не мог жить, дышать, двигаться в мире, где смещены все понятия. И тем разительнее оказывалось его преображение, когда он, усвоив мораль и методы «деловых людей», сам становился одним из сильных мира сего. Заострение образа не исключало его многомерности: Топаз (недаром у негр та кое имя) сохранял где-то в глубине своего существа способность взглянуть на себя глазами прежнего человека и ощутить в полной мере несчастье свое в окружении богатства, на вершине делового успеха. В роли Топаза проявилось умение акте ра не только создать характер, но и, как бы выйдя из образа, дать оценку герою, •обобщить те жизненные тенденции, кото рые выражены в его судьбе. В финальной сцене, сидя на столе и обращаясь к залу, Яшунский уже не от лица героя, но от своего собственного говорит о железных законах жизни, непреодолимых для людей, подобных Топазу, о том, что все эти лю ди глубоко несчастны: ведь нет, наверное, большего несчастья, чем, обладая умом, утратить все человеческие критерии... Это —- прием, родственный брехтовским •«Зонгам». Нечто подобное мы видели в пьесе М. Булгакова «Бег», в «балладе о долларе», которую произносит Корзухин- Яшунский. Когда Голубков является к бо гатому негоцианту Корзухину с просьбой о помощи, этому последнему нет никакой надобности произносить похвальное слово всесильному доллару — достаточно просто отказать в просьбе. Но его монолог, по су ществу, и не адресован Голубкову. В со знании Корзухина вдруг оформляется кре до всей его жизни, оно материализуется в образе доллара, который подчиняет сво ей власти миллионы людей, движет ги гантские корабли, созидает счастье немно гих и развязывает в мире кровавые войны... Артист, несомненно, живет в этом об разе, но одновременно и «отчуждает» его от себя. Жесты Корзухина становятся искусственно-театральными, речь приобре тает нарочито убыстряющийся ритм, слов но Корзухин взвинчивает себя, старается разогреть свой энтузиазм, и даже когда монолог окончен, Корзухин еще жестику лирует, как заведенный, потом движения его становятся все медленнее, замирают, и, округлив рот, он делает короткий выдох, после чего как ни в чем не бывало об ращается к собеседнику. В роли Корзухина вообще сочетаются эти два плана —жизнь в образе и вне его. При первом появлении Корзухина на за снеженной железнодорожной станции, в ставке генерала Хлудова, пожалуй, оце ночный, рассудочный элемент преобладает над проникновением актера во внутреннюю жизнь героя. Но в седьмой картине, в сце не карточной игры Корзухина с Чарнотой, артист дает волю своему темпераменту и вместе с тем — беспощадному, холодному разуму. И здесь, на наш взгляд, со всей остротой выявляется замысел пьесы и спектакля: все это — сны, встающие в па мяти Голубкова и Серафимы, почти бре довые воспоминания, в которых присут ствует взгляд этих людей на все происхо дящее вокруг, их оценка. Иными словами, Яшунский в самый разгар карточной игры смотрит на своего героя как бы осуждаю щими глазами Голубкова... Георгий Модестович принадлежит к числу тех актеров «Красного факела», ко торые считают, что бытовая правда — это не единственный путь к правде жизни на сцене: есть много иных путей, и каждый из них нужно опробовать в зависимости от жанра и стиля спектакля. Играть «похо же», играть «просто» — это только первая ступень проникновения в роль: важно, что бы была сложная простота, чтобы в игре были неожиданные озарения и импровиза ции, рождающиеся от глубокого проникно вения в материал, от свободного владения формой. Возражая против дурной театральности, рассчитанной на малотребовательного зри теля, Георгий Модестович охотно пользу ется средствами той подлинной театраль ности, которая заложена в самой природе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2