Сибирские огни № 11 - 1972
И С К У С С Т В О Юрий постнов А к т е р , п о к о р яющ и й м ы с л ью Георгий Модестович Яшунский пришел в «Красный факел» семь лет тому назад. Пришел уже зрелым актером, получившим признание среди зрителей Новокузнецка, Челябинска, Омска. И первая же роль, сыгранная им на сцене театра «Красный факел» в спектакле «Самая короткая ночь», завоевала ему симпатии новосибирцев. Хотя с тех пор прошло уже немало времени, все еще хорошо помнится финал спектакля — на фоне голубого неба высо кий человек в плаще, с чемоданчиком в руках, бодро уходит куда-то вдаль, навст речу неизвестности. И чем увереннее его последние слова, чем энергичнее прощаль ный жест, тем тяжелее сознавать, что ему не суждено вернуться... Судьба разведчика Вересова, весь об лик этого человека с высоким лбом, с во левыми чертами лица, с глазами, таящими грусть, покоряли сразу и держали в плену до последней минуты — минуты прощания. Мы знали, что у Вересова перед уходом в ответственное, слишком рискованное задание была в запасе всего одна ночь, чтобы проститься с любимыми, чтобы све сти счеты с этой, «посюсторонней» жизнью. Как же он прожил эти немногие, считан ные часы? Он уже ушел от нас, и спек такль окончен, и театр погасил свои огни, а мы все перебираем в памяти слова, же сты и поступки этого человека, поверяем их внутренним голосом своей совести. И если сейчас, спустя годы, попытаться определить, что же было самого дорогого для нас в Вересове, то, наверное, это уместится в короткую фразу: сочетание мужества, интеллекта и доброты — редкое сочетание, которое и образует настоящего человека. Излишне объяснять, что «вживание» уже сформировавшегося артиста в новый для него коллектив всегда не просто. Ге- оргий Модестович пошел навстречу этому обстоятельству с уверенностью, что, како вы бы ни были потери и огрехи, обрете ния будут более важными и принципиаль ными. Ему хотелось опробовать себя в новом качестве, хотелось творческих встреч с режиссерами, которые увидят его впер вые и, следовательно, смогут посмотреть на него непредубежденным взглядом. Всего за несколько лет до приезда в Новосибирск он еще играл молодых геро ев — Валерика в «Проводах белых ночей», Виктора в «Иркутской истории», Марата в пьесе «Мой бедный Марат». В Новоси бирске ему предложили «возрастные» роли, и он согласился с этим: в конце концов, в жизни всякого актера наступает момент, когда он должен отказаться от амплуа молодого человека. Но перемены в творческой биографии артиста оказались более глубокими. Оми чи высоко оценивали исполнение Яшун- ским роли Платонова, героя пьесы «Оке ан» — сильного, энергичного командира ко рабля, цельного в своей нравственной су ти человека. Некоторые черты Платонова получили продолжение и в характере Ве ресова. Но, несмотря на успех дебюта Яшунского в «Самой короткой ночи», ре жиссура нашего театра увидела в артисте не столько исполнителя ролей героическо го плана, сколько ярко «характерного» ху дожника. Георгий Модестович согласился и с этим. Впрочем, согласился по внутреннему убеждению. Рецензенты многих городов утверждают, что Яшунский не раз демон стрировал высокое мастерство в ролях, от личающихся острой характерностью, та ких, как Карандышев («Бесприданница») или Андрей Прозоров («Три сестры»). Но вое же для артиста заключалось в том, что эта грань его дарования теперь стано вилась преобладающей. Рассказывают, что когда Георгий Мо дестович играл Мартьянова в «Совести», то делал его не тем героем, которого «за версту видно» и который кроет правду-мат ку в глаза всем и каждому, а играл его
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2