Сибирские огни № 11 - 1972

— У нефтепровода. — Так это же каких-нибудь тридцать километров... — Не каких-нибудь,— ворчит брига­ дир,— а болотных. Заплутаешь там— с со­ баками не сыщут. А мы, помнится, за день успевали прой­ ти туда и обратно, да еще с промерами. Прихожу в контору строительно-монтаж­ ного поезда. Намечаем на следующий день побывать нй Салыме. — Пешком пойдем? — спрашиваю. — Что вы, в такую даль! И зачем? На дежурной машине час езды... А мы ходили из лагеря на Салыме в Кинтус за письмами пешком. Помню, Жень­ ка никак не мог дождаться весточки из дома. И вдруг по рации сообщают о пись­ ме. Не выдержала душа — пошел. А в тот день работу мы кончили особенно поздно, и застала парня в лесу ночь. Сбился с трас­ сы, заблудился. Соорудил наскоро постель, лег и преспокойно заснул. А утром сориен­ тировался и продолжал путь. Одна беда: снял для облегчения брезентовую робу, а комары не дремали. Долго он потом, бед­ няга, мучился... Но в оСтцем-то строителей не за что осуждать. У них свои темпы, им пешком разгуливать некогда, да и незачем — вокруг столько транспорта, что порой, кажется, вдоль насыпи движется непрерывный авто­ конвейер. Ill Другими понятиями живет нынче тюмен­ ская тайга и другими заботами. Однажды поехали мы на рабочее собра­ ние. Ничего особенного не ожидалось, но я волновался. Ведь поселок песчаного карь­ ера, куда мы направлялись, раскинулся как раз в том месте, где старший техник наше­ го отряда Борис Тютюнников чуть не на­ рвался на рыжего медведя. ■ Дорога шла рядом с насыпью, тут и там громоздились готовые секции рельсов со шпалами, и сразу за Кинтусом рабочие мон­ тировали путеукладчик. Там посвечивала электросварка, над насыпью уже нависал кран-хобот. — Дня через три пустим,— сказал глав­ ный механик строительно-монтажного поез­ да и его парторг Алексей Иванович Бучнев. — Значит, скоро между Кинтусом и Са­ лимом пройдет рабочий поезд? — Смотря что понимать под рабочим поездом. Официальный состав придется по­ дождать. А строительные рабочие поезда идут сразу за путеукладчиком. Мы ж как- никак новаторы: освоили отсыпку полотна с колес. Так что не удивляйся, если уви­ дишь рельсы прямо на земле. — Неужели железная дорога без на­ сыпи? — Не в том дело. По-другому мы ее строим: сначала укладываем путь, а по­ том отсыпаем насыпь... В принципе просто. Пускаем по временному пути платформу с песком, а следом идет трамбовочная ма­ шина и подминает песок под шпалы. Под­ нимается насыпь, и вместе с ней поднима­ ется железная дорога. — Выходит, поезда сами себя подни­ мают? — Что-то вроде этого. От Кинтуса до Салыма, правда, пользовались старым ме­ тодом. Вдоль насыпи, видел, построена шоссейная дорога? Это вспомогательная, для автотранспорта. Иной раз она обхо­ дится дороже основной железной. Трясина же на каждом шагу. И еще бензин нужен, запчасти. Летом-то по реке забрасываем, а зимой — самолетом... Оно, конечно, когда речь идет о главной нефтяной дороге стра­ ны, денег не жалеют. Но и их считать на­ добно и, где можно,— экономить. Ехали мы так, разговаривали, а я смо­ трел во все глаза и думал: вот бы наших ребят сейчас сюда. Ведь оставили мы стро­ ителям узенькую просеку, а теперь это уже целый таежный проспект, и до первого по­ езда совсем недалеко. Представил себе: идет по расписанию пассажирский, и какой-нибудь отпускник или командированный проспит эти несколь­ ко десятков километров, а то просидит в ресторане за бутылкой пива. Но ты, изыскатель, будешь ждать свои километры. Хоть ночью, хоть ранним утром. Потому что здесь впервые почувствовал, что не зря живешь на земле, что оставил на ней свой, хоть и короткий, но видимый след. Разных людей собирает вокруг себя си­ бирская стройка. Но главное, что объеди­ няет всех — это дорога. Она одна на всех, и в то же время для каждого — своя... Мы останавливаемся, выходим из маши­ ны. Вдоль просеки поблескивают на солнце новенькие рельсы. Они лежат со шпалами прямо на земле. Скоро под них подведут насыпь, и тогда... Алексей Иванович подробно объясня­ ет мне, как делают отсыпку прямо с по­ лотна. И вдруг я услышал в самой гуще не­ тронутой тайги гудок, а следом показался... тепловоз! Он шел осторожно, как бы ощупью, и тянул за собой несколько плат­ форм, груженных песком. Из окошка, улы­ баясь, выглянул машинист, молоденький паренек. Он приветственно помахал нам рукой и тут же дал гудок: посторонись! — Что, не ожидал? — торжествую­ ще, глядя на меня, спросил Алексей Ива­ нович. — Я ж думал, вы этот песок как-нибудь иначе доставляете... — Конной тягой, что ли? Тепловоз у нас, кстати, не один. — Как же вы их сюда-то? — По реке, вестимо. Вертолету пока та­ кие тяжести не под силу С этой минуты я перестал удивляться. Да, наша трасса стала настоящей желез­ ной дорогой!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2