Сибирские огни № 11 - 1972
урчат трактора, визжат лебедки. Вот здесь три года назад мы прокладывали себе тро пу топорами, а сейчас я вижу шагнувшие к самой воде опоры строящегося моста — рядом с ними даже огромные, в два обхва та, кедры кажутся этакими пушистыми спичками. На берегу встретил главного механика строительно-монтажного поезда Алексея Ивановича Бучнева. Он пригляделся, спро- сил. — Что-то. смотрю, лицо знакомое. Уж не из партии ли Хомлянского? — Приходилось бывать... А ведь вы у нас трассу принимали, помните? Вижу, здо рово развернулись! — Это мостовики,— махнул рукой Буч- нев,— Наши-то в Кинтуее и на той сторо не Салыма. А вот и катер. Поехали! На том берегу увидел наконец желез ную дорогу Вернее, это был ее рабочий набросок — наспех скрепленные секции из шпал и рельсов. Но и в этом грубом на броске явственно угадывалась плавная ду га. И я вдруг вспомнил, как родился этот изгиб и почему именно здесь. Мы тогда шли с начальником партии Геннадием Абрамовичем Хомлянским по склону пологого холма, постепенно выби раясь на гребень. — По-моему, самое подходящее место для разъезда и станционного поселка? — рассуждал вслух Хомлянский. — Как по заказу, сухое,— подтвердил я,— кедрач кругом, река рядом, дача, мож но сказать... — Кабы не чертова дуга! По прикидочному варианту дорога должна была пересечь Салым напрямую, не меняя заданного направления. Но при брежные яры оказались слишком крутыми, такую крутизну не смогли бы одолеть гру женые поезда. Пришлось выписывать эти плавные обходные дуги по обе стороны реки. В идеале, говорю, железная дорога должна быть прямой, как стрела. Но изы скатели стараются сделать ее дешевле, а коль так — порой выгоднее обойти препя тствие. Эксплуатационники же все чаще при ходят к той мысли, что хоть мосты и тон нели строить дороже, зато потом они с лихвой окупятся за счет увеличения скоро сти и грузоподъемности составов. Но пока вопрос остается открытым, изы скатели работают «на руку» строителям. Сегодняшние огромные капиталовложе ния — это ведь тоже не абстракция, их на до всемерно экономить. Вон там, еще помню, путь нам прегра дил глубокий лог с текущим по дну ручь ем. На участке в триста-четыреста метров этот лог дважды пересекал намеченную Грассу. И если бы оставили тот первый ва риант — не миновать сооружения высочен ных насыпей, укладки бетонных труб, а то и мосты пришлось бы строить. В таких случаях решающее слово за логарифмиче ской линейкой изыскателя, который обязан быть и экономистом. И вот опять дорога вильнула в сторону. — Да, излазили мы эти места вдоль и поперек,— неожиданно для самого себя вслух сказал я. — Не то бы мы хлебнули горя,— ото звался Бучнев. Я хочу, чтобы этот отзыв услышали все изыскатели дорог! А память снова вернула меня к тем дням, когда наш отряд шел по Салыму, не отказываясь хлебнуть своего лиха, что бы меньше досталось другим. КТО ТАКИЕ ИЗЫСКАТЕЛИ Все железные дороги начинаются с узенькой просеки, достаточной лишь для. того, чтобы техник мог увидеть в теодолит выставленную вперед мерную рейку. В голове отряда идут рубщики с топо рами на длинных ручках. Иногда просе ка проходит по мелкому кустарнику или тонкому редколесью, и тогда путь прокла дывается легкими взмахами топора (об его лезвие можно затачивать карандаши). Но чаще попадаются толстенные сосны, кедры и осины. Радуются при этом толь ко инженеры и техники: если сильные де ревья, значит, трасса идет по сухому месту, а это как раз то, что нужно. Но рубщикам крепко достается. Надсад но звенят разогретые топоры, сыплет души стый дождь из хвои и корья, пот застила ет глаза. Только разогнул спину — опять впереди лесной великан. Мы оставляем на просеке вбитые в землю колышки с гладко затесанными до- шечками — «сторожки». Цифры на сторож ках то увеличиваются, если мы идем в сто рону Сургута, то уменьшаются, если идем к Тюмени. И только одна надпись остает ся неизменной: «СГТ-68», что означает «Сибгипротранс», год 1968-й. Следом за рубщиками двое ребят тянут по просеке узкую металлическую ленту. Определить точное расстояние одними оп тическими приборами на трассе не так-то просто, поэтому нужен вот такой контроль от точки до точки — с помощью мерной ленты. Работа сама по себе не тяжелая — иди и через каждые двадцать метров накло няйся. Передний втыкает острую шпильку, задний — выдергивает. И когда у заднего накопится пять шпилек, он кричит: «Пи кет!». Десять пикетов — километр. И над каждым пикетом, и над сторожком— «за- менка»: обтесанное сверху деревцо или длинная ветка. Зимой, когда сторожки скроются под снегом, их не трудно будет отыскать по заменкам. А на контрольном промере еще про ще — передавай заднему шпильки и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2