Сибирские огни № 11 - 1972

урчат трактора, визжат лебедки. Вот здесь три года назад мы прокладывали себе тро­ пу топорами, а сейчас я вижу шагнувшие к самой воде опоры строящегося моста — рядом с ними даже огромные, в два обхва­ та, кедры кажутся этакими пушистыми спичками. На берегу встретил главного механика строительно-монтажного поезда Алексея Ивановича Бучнева. Он пригляделся, спро- сил. — Что-то. смотрю, лицо знакомое. Уж не из партии ли Хомлянского? — Приходилось бывать... А ведь вы у нас трассу принимали, помните? Вижу, здо­ рово развернулись! — Это мостовики,— махнул рукой Буч- нев,— Наши-то в Кинтуее и на той сторо­ не Салыма. А вот и катер. Поехали! На том берегу увидел наконец желез­ ную дорогу Вернее, это был ее рабочий набросок — наспех скрепленные секции из шпал и рельсов. Но и в этом грубом на­ броске явственно угадывалась плавная ду­ га. И я вдруг вспомнил, как родился этот изгиб и почему именно здесь. Мы тогда шли с начальником партии Геннадием Абрамовичем Хомлянским по склону пологого холма, постепенно выби­ раясь на гребень. — По-моему, самое подходящее место для разъезда и станционного поселка? — рассуждал вслух Хомлянский. — Как по заказу, сухое,— подтвердил я,— кедрач кругом, река рядом, дача, мож­ но сказать... — Кабы не чертова дуга! По прикидочному варианту дорога должна была пересечь Салым напрямую, не меняя заданного направления. Но при­ брежные яры оказались слишком крутыми, такую крутизну не смогли бы одолеть гру­ женые поезда. Пришлось выписывать эти плавные обходные дуги по обе стороны реки. В идеале, говорю, железная дорога должна быть прямой, как стрела. Но изы­ скатели стараются сделать ее дешевле, а коль так — порой выгоднее обойти препя­ тствие. Эксплуатационники же все чаще при­ ходят к той мысли, что хоть мосты и тон­ нели строить дороже, зато потом они с лихвой окупятся за счет увеличения скоро­ сти и грузоподъемности составов. Но пока вопрос остается открытым, изы­ скатели работают «на руку» строителям. Сегодняшние огромные капиталовложе­ ния — это ведь тоже не абстракция, их на­ до всемерно экономить. Вон там, еще помню, путь нам прегра­ дил глубокий лог с текущим по дну ручь­ ем. На участке в триста-четыреста метров этот лог дважды пересекал намеченную Грассу. И если бы оставили тот первый ва­ риант — не миновать сооружения высочен­ ных насыпей, укладки бетонных труб, а то и мосты пришлось бы строить. В таких случаях решающее слово за логарифмиче­ ской линейкой изыскателя, который обязан быть и экономистом. И вот опять дорога вильнула в сторону. — Да, излазили мы эти места вдоль и поперек,— неожиданно для самого себя вслух сказал я. — Не то бы мы хлебнули горя,— ото­ звался Бучнев. Я хочу, чтобы этот отзыв услышали все изыскатели дорог! А память снова вернула меня к тем дням, когда наш отряд шел по Салыму, не отказываясь хлебнуть своего лиха, что­ бы меньше досталось другим. КТО ТАКИЕ ИЗЫСКАТЕЛИ Все железные дороги начинаются с узенькой просеки, достаточной лишь для. того, чтобы техник мог увидеть в теодолит выставленную вперед мерную рейку. В голове отряда идут рубщики с топо­ рами на длинных ручках. Иногда просе­ ка проходит по мелкому кустарнику или тонкому редколесью, и тогда путь прокла­ дывается легкими взмахами топора (об его лезвие можно затачивать карандаши). Но чаще попадаются толстенные сосны, кедры и осины. Радуются при этом толь­ ко инженеры и техники: если сильные де­ ревья, значит, трасса идет по сухому месту, а это как раз то, что нужно. Но рубщикам крепко достается. Надсад­ но звенят разогретые топоры, сыплет души­ стый дождь из хвои и корья, пот застила­ ет глаза. Только разогнул спину — опять впереди лесной великан. Мы оставляем на просеке вбитые в землю колышки с гладко затесанными до- шечками — «сторожки». Цифры на сторож­ ках то увеличиваются, если мы идем в сто­ рону Сургута, то уменьшаются, если идем к Тюмени. И только одна надпись остает­ ся неизменной: «СГТ-68», что означает «Сибгипротранс», год 1968-й. Следом за рубщиками двое ребят тянут по просеке узкую металлическую ленту. Определить точное расстояние одними оп­ тическими приборами на трассе не так-то просто, поэтому нужен вот такой контроль от точки до точки — с помощью мерной ленты. Работа сама по себе не тяжелая — иди и через каждые двадцать метров накло­ няйся. Передний втыкает острую шпильку, задний — выдергивает. И когда у заднего накопится пять шпилек, он кричит: «Пи­ кет!». Десять пикетов — километр. И над каждым пикетом, и над сторожком— «за- менка»: обтесанное сверху деревцо или длинная ветка. Зимой, когда сторожки скроются под снегом, их не трудно будет отыскать по заменкам. А на контрольном промере еще про­ ще — передавай заднему шпильки и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2