Сибирские огни № 11 - 1972
12 июня. Весь день стоял адский холод, но самое главное уже позади: все партии заброшены в тайгу, и работы на трассе Тюмень — Сур гут начались!» Эти строчки, конечно, произвели на ме ня нужное впечатление. Но одно дело чи тать о тюменских болотах, лежа на уютном диване в теплой избе, и совсем другое — испытать все их прелести на себе. Тогда мне так и не удалось дочитать до конца дневники А. А. Паршкова. Непогода, нако нец, сняла свою осаду с местного аэропор та, и первым же вертолетом, едва уместив шись в его брюхе среди каких-то узлов и ящиков, я вылетел к месту своей работы в поселок Кинтус. Но и в этом прибежище таежной ци вилизации предстояло пробыть ровно столько времени, сколько понадобилось на выгрузку части тюков и ящиков, место ко торых в вертолете заняли несколько ребят в темно-зеленых энцефалитках. И вот мы снова над тайгой. ...С трех сторон поляну окружал плот ный частокол мачтовых сосен, а с четвертой деревья были тоненькие, вперемежку с со сенками— чахлые березки. Там начиналось болото — огромный буро-коричневый блин. Но вот мелькнул островок зеленой травы, и вертолет пошел на посадку. Вблизи поляна походила на покрытый плесенью ломоть сыра. Она вязко проседа ла под подошвами сапог, выпуская гнилую, вонючую жидкость, и пилоты торопили нас с разгрузкой. Да мы и сами видели, как колеса вер-одета все глубже уходят в мох. — Держи фуражку, унесет к чертям,— заорал кто-то мне в ухо, и мы плюхнулись на свои ящики и свертки. Вертолет загудел, завис над полянкой, переваливаясь с боку на бок, и вдруг попер тупым лбом прямо на стену леса, едва не зацепившись за его верхушки. — Приехали. Поищем, что ли, подхо дящее место или перекурим сначала? — Перекурить надо. Тайга теперь нику да не уйдет.— Коренастый мужичок достал пачку «Беломора».— Так, что ли, Петька? — повернулся он к тяжелому, мрачному на вид верзиле. — Красиво стали жить, Анатолий Пав лович Помнится, в Увате последние деньки и махорочкой не брезговали. — A-а, чего там, новую жизнь начина ем. Воспоминаниями пусть поэты занимают ся, а мы .с тобой, Петька, работяги, и за бросили нас к черту на рога, потому уго щайся, пока есть. Ребята с любопытством оглядывали местность, перебрасываясь веселыми репли ками. — Ну, братва, хватит курить. Эта команда подтвердила реальность всего происходящего. Мне вручили топор и сказали: — Указания по практическому примене нию инструмента получишь на месте. И вот уже наш навьюченный караван углубился в тайгу. К счастью, идти приш лось недолго. Сухое место отыскалось сра зу у края болота, под раскидистыми кедра ми и елями. — Как, подойдет? — спросил начальник отряда Герман Фролов. — Что надо,— ответил за всех коренас тый мужичок.— И речка рядом. ^Поляна спускалась к неширокой таеж ной речке с крутыми глинистыми берегами. — Тогда за дело! — скомандовал Гер ман. Я помогал ставить большую десятимест ную палатку и присматривался к моим но вым знакомым. Палаток было две. В одной хозяйничал веселый, разбитной Володя Клименко. Он ловко вырубил несколько стоек, вкопал, скрепил длинными лесинами, а сверху положили тонкие елочки. Получи лись очень удобные нары. Благоустройством другой палатки руко водил коренастый мужичок -—Анатолий Чу маков. Настил у него получился капиталь ный. Каркас для нар он сделал по-плотниц ки «в замок», с поперечными прогонами, как деревенский сруб, и с накатом из глад ких стволов потоньше. К вечеру на берегу уже стояла желез ная печка, от нее вниз вели укрепленные чурками ступеньки, а на воде покачивался прикрепленный к берегу плот. И над самым обрывом, у склоненной ветлы, постреливал на сквозном ветерке брезентовый полог столовой. Там стоял струганый стол с мас сивными скамейками, и тетя Надя, по вариха отряда, подавала первый таежный ужин. Так началось то памятное для меня ле то 1968 года. Лето, которое я запомнил на всю жизнь. Но к рассказу об изыскателях мы вер немся чуть позже. Сейчас отмечу только одно обстоятельство. Как видно из днев ника Паршкова, изыскания начались в 1964 году. Через четыре года, когда я пришел в один из его отрядов, работы все еще продолжались. Без перерыва. Если учесть, что дорога Тюмень — Сургут объект первей шей необходимости и срочности и что, сле довательно, никаких затяжек с изыскания ми быть не могло, то можно себе предста вить, какими нелегкими были эти изыска ния. Ведь строители шли буквально по пя там экспедиции Паршкова. Теперь между Тюменью и Тобольском ходят уже пассажирские поезда. А мы рабо тали на Салыме. Это очень далеко от Тю мени и от Тобольска тоже. Но мне очень хотелось снова побывать именно в Кинтусе, там, где стоял наш таежный лагерь, посмот реть, как она там строится, наша дорога. Такой случай мне представился позд ней осенью 1971 года. Не узнал я знакомых мест на Салыме... Там, где стояли наши палатки, теперь высятся штабеля шпал и бетонных плит, В Сибирские огни № 11 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2