Сибирские огни № 11 - 1972
Д И А и Л 1 Ц | И Валерий ТАРАСОВ Дороги сквозь тайгу ВСТУПЛЕНИЕ В БУДНИ В тот год морозы ударили как раз на ■черемуховый цвет. Весь Уват утопал в бе лой кипени, но знакомого терпкого арома та не было, мы ходили по мертвым аллеям. В довершение небо затянуло густыми свин цовыми тучами. В этот небольшой поселок на берегу Ир тыша я попал в качестве рабочего изыска тельской партии «Сибгипротранса». Такую возможность мне, журналисту, предоставил давний знакомый, автор проекта новой же лезной дороги Тюмень — Сургут Али Хали лович Алиджанов. Было это в первые дни июня 1968 года. В Увате нам пришлось задержаться, так как лететь дальше не позволяла погода. Вот тут-то наш общительный и не по возрас ту подвижный начальник экспедиции Алек сандр Александрович Паршков и дал мне почитать свои рабочие дневники: вживайся, мол, в профессию изыскателя, нечего зря время терять. На постой меня определили в простор ную крестьянскую избу. Между тем тучи и не думали расходиться, чтобы дать «окно» нашему вертолету, так что все условия для неторопливого чтения были налицо. И я принялся листать одну за другой потрепан ные ученические тетрадки с заметками Паршкова. Дневник был начат ровно за четыре го да до моего зачисления в экспедицию. Да, в 1964 году изыскатели «Сибгипротранса» впервые вышли на одну из точек будущей трассы Тюмень — Сургут. «2 июня. Сегодня приехали в Тюмень. На речном вокзале настоящий цыган ский табор — горы ящиков, накрытых па латками, раскладушки, на них спальные мешки... Рабочие — их около сорока чело век — заняты кто чем: варят картошку, обивают жестью углы ящиков, читают, курят... 3 июня. В речном порту без изменений, только народу добавилось: прибыли новые партии. 4 июня. Утром, наконец, отправили на «Тоболе » партии Вшивкова, Гридасова, Трубникова. Обложили ящиками весь теплоход. 8 июня. Наконец-то мы в Ханты-Мансийске. При рода здесь красивая, нетронутая, и север чувствуется во всем. Когда солнце — тепло, даже жарко, но чуть набежит облако — резко холодает. И еще север дает о себе знать белыми ночами. 9 июня. Партию Рыбалко отправили километров за тридцать в глубь тайги. Заимка, куда их вначале забросили, сейчас оказалась на острове, вся пойма залита водой, и уровень ее продолжает повышаться. Выгружали партию «с висения»: вертолет едва касался колесами земли, работали моторы. Пилоты говорят, что это еще хорошая площадка. Бывали случаи, когда люди выгружались в болото глубиною по пояс. В Ханты-Мансийск возвращались уже в шестом часу. Летели над затопленной поймой Оби. Утки шарахались от нас в разные стороны. До Ханты-Мансийска добрались без осо бых приключений, если не считать несколь ких встреч с медведями. Но звери были внизу, и их ощеренные пасти нас не стра шили. 10 июня. Сделали облет участка Авдеенко. Сплош ная тайга. Узкая цепочка водораздельных болот. Посадочных площадок нет. Придет ся еще одну партию выгружать в болото, а потом они расчистят площадку для верто лета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2