Сибирские огни № 11 - 1972

Д И А и Л 1 Ц | И Валерий ТАРАСОВ Дороги сквозь тайгу ВСТУПЛЕНИЕ В БУДНИ В тот год морозы ударили как раз на ■черемуховый цвет. Весь Уват утопал в бе­ лой кипени, но знакомого терпкого арома­ та не было, мы ходили по мертвым аллеям. В довершение небо затянуло густыми свин­ цовыми тучами. В этот небольшой поселок на берегу Ир­ тыша я попал в качестве рабочего изыска­ тельской партии «Сибгипротранса». Такую возможность мне, журналисту, предоставил давний знакомый, автор проекта новой же­ лезной дороги Тюмень — Сургут Али Хали­ лович Алиджанов. Было это в первые дни июня 1968 года. В Увате нам пришлось задержаться, так как лететь дальше не позволяла погода. Вот тут-то наш общительный и не по возрас­ ту подвижный начальник экспедиции Алек­ сандр Александрович Паршков и дал мне почитать свои рабочие дневники: вживайся, мол, в профессию изыскателя, нечего зря время терять. На постой меня определили в простор­ ную крестьянскую избу. Между тем тучи и не думали расходиться, чтобы дать «окно» нашему вертолету, так что все условия для неторопливого чтения были налицо. И я принялся листать одну за другой потрепан­ ные ученические тетрадки с заметками Паршкова. Дневник был начат ровно за четыре го­ да до моего зачисления в экспедицию. Да, в 1964 году изыскатели «Сибгипротранса» впервые вышли на одну из точек будущей трассы Тюмень — Сургут. «2 июня. Сегодня приехали в Тюмень. На речном вокзале настоящий цыган­ ский табор — горы ящиков, накрытых па­ латками, раскладушки, на них спальные мешки... Рабочие — их около сорока чело­ век — заняты кто чем: варят картошку, обивают жестью углы ящиков, читают, курят... 3 июня. В речном порту без изменений, только народу добавилось: прибыли новые партии. 4 июня. Утром, наконец, отправили на «Тоболе » партии Вшивкова, Гридасова, Трубникова. Обложили ящиками весь теплоход. 8 июня. Наконец-то мы в Ханты-Мансийске. При­ рода здесь красивая, нетронутая, и север чувствуется во всем. Когда солнце — тепло, даже жарко, но чуть набежит облако — резко холодает. И еще север дает о себе знать белыми ночами. 9 июня. Партию Рыбалко отправили километров за тридцать в глубь тайги. Заимка, куда их вначале забросили, сейчас оказалась на острове, вся пойма залита водой, и уровень ее продолжает повышаться. Выгружали партию «с висения»: вертолет едва касался колесами земли, работали моторы. Пилоты говорят, что это еще хорошая площадка. Бывали случаи, когда люди выгружались в болото глубиною по пояс. В Ханты-Мансийск возвращались уже в шестом часу. Летели над затопленной поймой Оби. Утки шарахались от нас в разные стороны. До Ханты-Мансийска добрались без осо­ бых приключений, если не считать несколь­ ких встреч с медведями. Но звери были внизу, и их ощеренные пасти нас не стра­ шили. 10 июня. Сделали облет участка Авдеенко. Сплош­ ная тайга. Узкая цепочка водораздельных болот. Посадочных площадок нет. Придет­ ся еще одну партию выгружать в болото, а потом они расчистят площадку для верто­ лета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2